6 января 1491 года была сооружена Спасская башня Московского Кремля

Jan 06, 2023 18:18



Спасская башня - главная башня Московского Кремля.

Построена итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари. Первоначально башня называлась Фроловской, так как неподалеку располагалась церковь во имя Святых мучеников Фрола и Лавра, которые на Руси почитались как покровители домашнего скота. Церковь не сохранилась.

Спасская (бывшая Фроловская) башня - главная башня Московского Кремля. Была возведена для укрепления северо-восточной части Кремля на том месте, где в древности находились главные ворота Кремля.

16 апреля 1658 года царь Алексей Михайлович издал указ о переименовании башен московского Кремля. Так, Тимофеевская, именовавшаяся по двору боярина Тимофея Васильевича Воронцова Вельяминова, стала Константино Еленинской, Свиблова - Водовзводной, по установленной внутри нее машине, на которой поднимали воду. Фроловская башня была переименована в Спасскую в честь иконы Спаса Смоленского, помещенной над проездными воротами со стороны Красной площади, и в честь иконы Спаса Нерукотворного, находившейся над воротами со стороны Кремля.

Старые названия строго запрещались. И только Боровицкая башня, которую было велено именовать Предтеченской, несмотря ни на какие запреты до наших дней дошла как Боровицкая, то есть построенная на месте небольшого бора или сосновой рощи "боровицы".

Ворота Спасской башни были главным парадным въездом в Кремль, считались святыми и особенно почитались в народе: мужчины должны были проходить в них с непокрытой головой, а проезжать через Спасские ворота верхом запрещалось. Отсюда уходили на битву полки, здесь встречали царей и иностранных послов.

При постройке башня имела четырехгранную форму и была приблизительно вдвое ниже, чем ныне.

С 1625 года кремлевские башни начали надстраивать. Первой была надстроена главная башня Кремля Фроловская. Русский архитектор Бажен Огурцов и английский мастер Христофор Галовей возвели над башней многоярусный верх, заканчивающийся каменным шатром.

В середине XVII веке на вершине шатра водрузили герб Российской империи двуглавого орла. Позже подобные гербы были установлены на самых высоких башнях Никольской, Троицкой и Боровицкой.

Ныне Спасская башня имеет 10 этажей. Ее высота со звездой, при советской власти заменившей державного орла в 1935 году, 71 метр.

Первые часы на Спасской башне были установлены в 1491 году. В 1625 году их сменили новые часы, изготовленные англичанином Христофором Галовеем, русскими кузнецами Жданом с сыном и внуком, литейщиком Кириллом Самойловым. В 1707 году они были заменены голландскими курантами с музыкой. В 1763 году часы вновь заменили. Всем известные ныне Кремлевские куранты были смонтированы в 1851-52 годах братьями Бутеноп.

9 июня 2010 г. на Спасской башне начались работы по раскрытию надвратной иконы, считавшейся утраченной, ведь историки были уверены, что ее уничтожили в годы советской власти. По имевшимся историческим сведениям на Спасской башне находилась икона Спасителя с припавшими к Его ногам преподобными Сергием и Варлаамом. Впрочем, даже историки не могут назвать точную дату ее написания. Известно лишь, что надвратный образ был посвящен спасению Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея 21 мая (3 июня н.ст.) 1521 г., в честь которого установлено празднество Владимирской иконы в Русской Православной Церкви.

По словам реставратора С. Филатова, «икона Спаса Смоленского находилась на кремлевской башне с XVII века. До того момента башню с часами называли Фроловской.
С тех пор икону несколько раз реставрировали, приводили в порядок после нашествия Наполеона. А в последний раз обновляли в 1896 г. в технике масляной живописи». Еще в 2007 г. Фонд Андрея Первозванного выступил с инициативой поиска и восстановления святынь на Спасской и Никольской башнях. Инициатива была поддержана Президентом Российской Федерации В.В. Путиным и получила благословение приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В феврале 2010 г., после проведения необходимых согласований инициативной группой было принято решение провести натурные исследования в киотах Спасской и Никольской башен. 23-27 апреля с.г., накануне парада Победы, специалистами ФГУП МНРХУ были сделаны два зондажа в киоте на Спасской башне, которые подтвердили гипотезу о сохранности иконописных изображений под слоем штукатурки (см. илл.). Таким образом, все годы советской власти (почти восемь десятилетий!) святыня, будучи сокрытой от взоров, освящала всю жизнь столицы нашей Родины на её главной площади!



Удивительно, но историки пока не могут и точно установить, когда же был тайно сокрыт обретенный образ на Спасской башне. И кто отдал такой приказ. Одни считают, что во времена НЭПа, в середине 20-х. Другие - что в 37-ом году. По словам директора Музеев Московского Кремля Е.Ю. Гагариной, до расформирования реставрационных мастерских в 1934 г. никаких архивных сведений о надвратных иконах на двух главных кремлевских башнях нет, так что, скорее всего, они были замурованы позже. Вот почему Фонд Андрея Первозванного призвал всех, кто может обладать какой-либо информацией об обстоятельствах сохранения икон на Спасской и Никольской башнях в советские годы, передавать им эти сведения. С аналогичной просьбой к нам на днях обратился корреспондент «Российской газеты» Игорь Елков: «Дмитрий Михайлович, добрый день! Не могли бы Вы предоставить какие-то свои контактные данные. В частности - телефон. Ваши консультации могут быть интересны не только для нашей газеты, но и для Фонда Андрея Первозванного - они, собственно, и есть организаторы всего проекта».

Большая часть авторов связывали появление надвратного образа на Спасской башне с чудом 1521 г. (Снегирев И.М. Кремлевские Спасские ворота в Москве // Душеполезное чтение. 1862. Ч. II. С. 199-203). Оно фиксируется в источниках уже с XVI в. под названием «Знамение ужасно и преславно како спасен бысть град Москва от нашествия безбожных татар иже к Богу молитвами Пречистыя Богородицы и великих чудотворцев Русских» (Зимин А.А. Повести XVI века в сборнике Рогожского собрания // Записки Отдела рукописей Государственной библиотеки им. В.И.Ленина. Вып. 20. М.,1958. С. 189-198). Когда к Москве подошли в 1521 г. крымские татары под предводительством Махмет-Гирея, то некая слепая старица кремлевского Вознесенского монастыря увидела, «яко идут во Фроловскии ворота мног световидный собор достолепных муж во освященных одеждах» - митрополиты Петр, Алексий и Иона, епископ Леонтий Ростовский и другие святители, которые выносили из Кремля икону Владимирской Богоматери и «прочие святыни». В воротах их встретили преподобные Сергий и Варлаам, которые припали к ногам святителей, вопрошая, «чесо ради исходити из града сего». Святители ответили, что уходят из Кремля по воле Божьей, поскольку москвичи «прогневаша Бога и святых Его» и за это наказаны татарским нашествием. Сергий и Варлаам со слезами стали молить их не оставить своей паствы. После соборной молитвы чудотворцы, тронутые просьбой преподобных, вернулись обратно в Кремль, а Махмет-Гирей увел свои войска без боя.

Самое раннее описание этого образа (см. илл.) находится у Павла Алеппского, посетившего Москву в середине XVII в.: «Над большими царскими восточными воротами снаружи находится образ Господа Христа (Спаса), стоя благословляющего; его нижнее одеяние голубое с золотыми разводами, а верхнее - бархатное, также с золотом. Этот образ называется Спас, то есть Спаситель Смоленский; именно так он явился святым Зосиме и Савватию» (Иностранцы о древней Москве (Москва XV-XVII веков). М.,1991. С. 324). Надвратная икона Спасителя издревле отражала главное содержание Спасской башни над парадным въездом в Московский Кремль: «Образ написан не на доске, а прямо на каменной стене. Спаситель изображен стоящим. Правою рукою он благословляет, а девой держит Евангелие, открытое на словах: «Рече Господь ко пришедшим к нему иудеем: Аз есмь Дверь». По бокам Спасителя изображены внизу коленопреклоненные святой преподобный Сергий и святой преподобный Варлаам, а вверху два Ангела, один с крестом в руке, другой с копьем и губою. Над образом в треугольном киоте написан честный, животворящий Крест Господень с двумя держащими его Ангелами» (Бартенев С.П. Московский Кремль в старину и теперь. Т. 1. М., 1912. С. 126). Некоторые полагают, что образ Спаса Смоленского, написанный в благодарность за взятие Смоленска в 1514 г. и помещенный над Фроловскими воротами Кремля, был заменен в 1521 г. фреской (Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М.,1966. С. 127; Выголов В.П. Скульптура Георгия на башне Московского кремля // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Города, ансамбли, зодчие. М.,1985. С. 21-22). Другие рассматривают лишь надвратный образ с припадающими Варлаамом и Сергием в качестве источника иконографии самого Спаса Смоленского (Припачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. М., 2001. С. 80-81). В память о чуде 1521 г. во время «шествия на осляти» «подъехав к Спасским воротам, патриарх, пред образами Спасителя и Богоматери, написанными на воротах, останавливался и читал литию и молитву городу. В это время раздавался колокольный звон, как в Кремле, так и по всей Москве» (Любецкий С.М. Старина Москвы и русского народа в историческом отношении с бытовою жизнию русских. М., 1872. С. 216).

В одном из ранних архивных документов упоминается под 27 июня 1585 г. Фроловских ворот часовник Яков Никифоров (ДАИ. Т. 1. СПб, 1846. С. 208). В середине XVII века Спасская башня была восстановлена после серьезного пожара, случившегося 5 октября 1654 г. Образ Спаса Смоленского, почитавшийся чудотворным, украсили золоченой ризой, поместили в киот, а перед киотом повесили фонарь. Поскольку в царском указе 1654 г. башня уже названа Спасской, то неверно распространенное в литературе утверждение о переименовании башни в Спасскую лишь в 1658 г. Указом 1658 г. государь Алексей Михайлович запретил употребление всех иных наименований многих крепостных ворот, кроме как связанных с посвящением Богу (ПСЗ. Т. 1. СПб., 1830. С. 418). Слева и справа от Спасских ворот с 1802 г. находились каменные часовни (см. илл.).

Обе часовни относились к причту Покровского Собора. Слева стояла часовня Великого Совета Откровения (Смоленская), справа - Великого Совета Ангела (Спасская). В обязанности настоятелей часовен входил уход за неугасимой лампадой у надвратной иконы Спаса Смоленского. Сохранилось предание, что когда французы в 1812 г. пытались похитить драгоценный оклад, икона явила чудотворную силу: приставленная лестница опрокинулась, святыня осталась невредима.

В 1821 г. каменные часовни по обе стороны Спасских ворот были восстановлены по проекту О.И. Бове, т.к. «существовавшие здесь старые совсем не сходствовали с фасадою башни и на столь видном и открытом месте могли сделать совершенное безобразие» (см. Вид Спасской башни с двумя часовнями 1821 г. архитектора О.И. Бове. Литография А. Дюранда. 1842 г.). В 1868 г., при очередной реставрации Спасской башни, часовни были разобраны и построены заново по проекту архитектора П.А. Герасимова. 22 октября 1868 г. новые шатровые одноглавые часовни были освящены (см. илл.). В 1912 г. государь Николай II распорядился заново изготовить державного двуглавого орла, венчавшего Спасскую башню.

Обе часовни у Спасской башни были снесены в 1930-е гг., и на их месте были устроены общественные туалеты, функционирующие по сию пору! Проектированием общественных туалетов в районе Красной площади занимался инженер Ф. Гаузе. Еще в 1928 г. он писал: «Особенно сказывается недостаток общественных уборных в дни майских и октябрьских торжеств, при громадных, в несколько сот тысяч человек, скоплениях народа. Нами часто получаются письма рабочих, участвующих в демонстрациях, с указанием на недопустимость отсутствия уборных в это районе и требованиями немедленной их постройки. Предлагаемый ниже проект уборных в районе Кремля и Китай-города поэтому необходимо осуществить в ближайшее же время… На Васильевской площади .. уборная может быть построена в откосе кремлевской стены или же для этой цели может быть занята часть существующей лавки». Проект Франца Гаузе дополнен рисунком храма Василия Блаженного на фоне Спасской башни, в цокольной части которого показано два входа в туалеты с пояснительной надписью «Общественная уборная в помещении существующей лавки в подпорной стене, окружающей храм». Обращает на себя внимание активизация деятельности по осквернению святынь на Красной площади посредством устройства на их месте общественных туалетов одновременно с подготовкой и проведением «исторического» II Съезда Союза Воинству¬ющих Без¬божников в середине 1929 г., где была провозглашена «безбожная пятилетка» на ближайшие годы, о целях которой заявил лидер безбожников Ем. Ярославский (Губельман): «...Не только сжигать иконы, не только сшибать церковные головки, не только колокола снимать, а выдергивать корешки, которые сидят глубоко в сознании, подсознании и т. д.»: http://expertmus.livejournal.com/53948.html

Завершение «безбожной пятилетки» было отмечено с размахом сносом часовен и двуглавых орлов кремлевских башен, которые были заменены на звезды по решению властей, опубликованному в центральной печати в августе 1935 г.: «Совет народных комиссаров СССР, ЦК ВКП(б) решили к 7 ноября 1935 г. снять 4 орла, находящиеся на Спасской, Никольской, Боровицкой, Троицкой башнях кремлевской стены и 2 орла со здания Исторического музея. К этому же сроку решено установить на указанных 4 башнях Кремля пятиконечную звезду с серпом и молотом». Еще 20.VI.1930 г. Горбунов писал по этому поводу секретарю президиума ЦИК СССР Енукидзе: «... В.И. Ленин несколько раз требовал снятия этих орлов и сердился, что эта работа не была произведена - я лично это подтверждаю. Я думаю, что неплохо бы эти орлы снять и заменить их флажками. Для чего нам сохранять эти символы царизма? С коммунистическим приветом Горбунов». Через полтора года на заседании секретариата ЦИК СССР от 13.XII.1931 г. принято решение: «Постановили: предложить включить в смету на 1932 г. 95 000 руб. - расходы по снятию с кремлевских башен орлов и замене их гербами Союза. Секретарь президиума ЦИК Союза ССР Енукидзе». Работы по снятию орлов и поднятию звёзд проводились опытными верхолазами под руководством и контролем оперативного отдела НКВД и коменданта Кремля Ткалуна. В докладной тов. Паукера из оперативного отдела НКВД Сталину и Молотову 4.XI.1935 г. сообщается: «...Мне было поручено снять к 7 ноября орлы с кремлевских башен и с Исторического музея, заменив их звездами. Доношу, что это задание Политбюро выполнено… Ввиду ветхости кремлевских башен и непригодности их для таких тяжестей был произведен ремонт башен и замена всех штырей. Внутри башен сделаны стальные конструкции, на которые насажены звезды. Работы по снятию орлов и поднятию звезд проводились опытными верхолазами. Организацией всех этих работ и руководство ими осуществлялись оперативным отделом НКВД». Экспертизу двуглавых орлов НКВД поручило известному художнику и реставратору И.Э. Грабарю, который заявил, что «... ни один из существующих сейчас на кремлевских башнях орлов не представляет памятника старины и в качестве такового не может быть защищаем». Убедившись, что кремлевские орлы не представляют исторической ценности, первый замнаркома НКВД обратился к Л.М. Кагановичу: «Прошу Вашего распоряжения: Выдать НКВД СССР для золочения кремлевских звезд 67,9 килограмма золота. Золотое покрытие орлов будет снято и сдано Госбанку» (см. Отчет о работе по золочению звезд и часов башен Московского Кремля. 1937 г. Филиал РГАНТД. Ф. Р-91. Оп. 2-1. Д. 31). Снятых орлов вместе с заменившими их звездами 23 октября 1935 г. выставили в Центральном парке культуры и отдыха им. М. Горького, а уже 24 октября 1935 года на Спасской башне установили первую звезду. В киножурнале «Социалистическая деревня» № 21 (ноябрь 1935 г.) сохранились кадры установки первых кремлевских звезд.

Найдено здесь: https://vk.com/club216286676?w=wall-216286676_7571
Источник: https://expertmus.livejournal.com/56994.html



или



Москва, копипаста, Россия, история

Previous post Next post
Up