Сто лет тому назад, 29 декабря 1922 года был подписан договор об образовании СССР. Вместе с Декларацией об образовании СССР является прообразом первой всесоюзной Конституции Союза Советских Социалистических Республик. В январе 1924 года вместе с Декларацией об образовании СССР после изменений и дополнений вошёл в состав первой Конституции СССР, став её основным разделом.
С декабря 1936 года в новой Конституции СССР уже нет раздела с названием "Договор об образовании СССР".
Текст договора был согласован 29 декабря 1922 года на конференции делегаций от съездов Советов четырёх республик: Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (РСФСР), Украинской Социалистической Советской Республики (УССР), Белорусской Социалистической Советской Республики (БССР) и Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР) Утверждён и вступил в силу 30 декабря 1922 года на I Всесоюзном съезде Советов. Эта дата считается днём образования СССР. Утверждение договора юридически оформило создание нового государства в составе четырёх союзных советских республик.
Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР хотя и не называются Конституцией, но по своей сути ею являются, поскольку являются документами учреждающими новое государство и его основным законом. Если обратиться к конституционному праву эти два документа составляют совокупность правовых актов, обладающих наивысшей юридической силой и регулирующих основы организации государства и взаимоотношение государства и гражданина, а значит могут быть признаны по сути Конституцией.
Собственно это подтверждается тем, что в скором времени после ряда уточнений и дополнений они и сформировали первую Конституцию СССР, а также тем, что говорили непосредственно перед подписанием договора уполномоченные делегаты. Так Рыков А.И., отвечая на предложение принять только декларацию, отложив подписание договора, отмечал: "Декларация и договор составят единый основной закон, всей конституции. Разбить основной закон на две части и одну половину утвердить сейчас, а другую и притом главнейшую отложить на 3 месяца, неудобно. Лучшее и удобнее основной закон, целиком принять и утвердить в качестве основного закона сразу. Декларация вступить в силу без договора не может и весь основной закон вступит в силу сразу через 3 месяца". Аналогичную позицию высказал на конференции И.В. Сталин. Также о союзном договоре как о Конституции говорилось и на сессии Всеукраинского ЦИК в апреле 1923 г., когда рассматривался вопрос о содержании договора.
Договор состоял из преамбулы и 26 пунктов:
Преамбула договора констатировала объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в единое союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик, управляемое в соответствии с положениями Договора.
Пункт 1 устанавливал компетенцию Союза ССР, в которую, в частности, входило: представительство СССР в международных отношениях, изменение внешних границ и приём новых республик в состав СССР, объявление войны и заключение мира, заключение договоров о займах и ратификация международных договоров, а также отмена нарушающих Договор актов Съездов Советов, Центрисполкомов и Совнаркомов республик.
Пункты 2-10 определяли структуру высших органов власти СССР. Верховной властью провозглашался Съезд Советов СССР, делегаты которого избирались городскими и губернскими (а не республиканскими) съездами Советов. Съезд Советов СССР избирал однопалатный Центральный исполнительный комитет СССР (371 человек), являвшийся высшим органом между Съездами и избиравший из своего состава Президиум ЦИКа из 19 членов.
Пункт 11 объявлял исполнительным органом Союза избираемый ЦИК СССР Совет народных комиссаров СССР и определял его структуру.
Пункт 12 регулировал деятельность Верховного Суда СССР и Объединённого государственного политического управления при СНК СССР.
Пункты 13-17 определяли основы правового регулирования СССР (декретами и постановлениями ЦИК и СНК СССР).
Пункт 18 определял состав республиканских Совнаркомов.
Пункт 19 определял основы деятельности Высшего совета народного хозяйства, наркоматов по продовольствию, финансам, труду, а также Рабоче-крестьянской инспекции.
Пункт 20 регулировал вопросы бюджетов республик.
Пункты 21-23 устанавливали единое гражданство (21), символику (22) и столицу (23) СССР. Столицей был объявлен город Москва.
Пункт 24 предусматривал приведение республиканских Конституций в соответствие с Договором.
Пункт 25 устанавливал, что утверждение и изменение Договора является исключительной компетенцией Съезда.
Пункт 26 закреплял право республик на свободный выход из СССР.
Вот она, та самая бомба под СССР! Право республик на свободный выход из СССР, которым они все и воспользовались, дружно ломанувшись из социалистического Мордора.
В течение 1990-1991 годов договор был денонсирован парламентами некоторых союзных республик, однако, его действие на момент распада Союза ССР является предметом споров.
9 марта 1990 года Верховный Совет Грузинской ССР принял постановление «О гарантиях защиты государственного суверенитета Грузии», которым объявил, что «Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик от 30 декабря 1922 является в отношении Грузии незаконным», однако о восстановлении независимости Грузии было объявлено лишь 9 апреля 1991 года.
18 октября 1991 года Верховный Совет Азербайджанской ССР принял конституционный акт «О государственной независимости Азербайджанской Республики», которым объявил, что «Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г. является недействительным с момента подписания в части, относящейся к Азербайджану».
5 декабря 1991 года Верховный Совет Украины принял обращение «К парламентам и народам мира», которым объявил, что «Договор 1922 года о создании Союза ССР Украина считает относительно себя недействительным и недействующим». Спустя 5 дней Верховный Совет Республики Беларусь постановил денонсировать Договор 1922 года об образовании СССР и считать его недействующим по отношению к Республике Беларусь.
В России договор был денонсирован 12 декабря 1991 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 2015-I, ссылавшимся на пункт 15 статьи 109 Конституции РСФСР («Верховный Совет РСФСР ратифицирует и денонсирует международные договоры РСФСР»). Инициатор денонсации договора, член Верховного Совета РСФСР Сергей Шахрай перед принятием постановления заявил:
«Договор 1922 года как договор, как соглашение сторон, подписанное главами государств и потом ратифицированное их парламентами, никогда не был подписан, не был заключён. На I съезде Советов в 1922 году было зафиксировано, что Договор одобрить в основном и направить на доработку в республики. На II съезде уже принимался под таким же названием совсем другой текст, и опять не республиками, а голосованием на съезде, причём от Российской Федерации было более 50 депутатов, а от Беларуси - 33. Это никак договором в чистом смысле слова назвать нельзя. И даже если предположить, что договор всё-таки был, то в 1936 году с принятием Конституции он утратил силу. Но так сложилось исторически, что было это понятие - «Договор 1922 года», и поэтому парламенты Украины и Республики Беларусь приняли решение о денонсировании этого документа. Для юридической чистоты, как говорится. Нам, Российской Федерации, я полагаю, следовало бы пойти таким же путём».
Изначально этот договор был пустой бумажкой, ибо на практике никто не смог бы под страхом расстрела призвать к выходу той или иной республики из состава СССР. Но стоило только ослабнуть страху перед расстрелом, как всё и посыпалось. До своего столетия СССР не дожил, сгнив изнутри. И возрождать кровавый Мордор - бессмысленно и аморально.
Найдено здесь:
https://vk.com/anti_soviet_coalition2_0?w=wall-131617902_405980
или