Вятский губернатор Сергей Дмитриевич Горчаков (в центре) с группой чиновников. Фотофонд ЦГАКО.
Князь Сергей Дмитриевич Горчаков (1861, Калужская губерния - 1927, Тобольская губерния) - вятский (1906-1909) и калужский (1909-1915) губернатор из рода Горчаковых.
Биография
Родился 27 апреля 1861 года в усадьбе Барятино (Калужская губерния). Отец - князь Дмитрий Сергеевич Горчаков (1828-1907), статский советник, удостоенный придворного звания «в должности шталмейстера», коллекционер и библиофил, внук писателя Д. П. Горчакова. Мать - Вера Ивановна (1845-1912), дочь Ивана Александровича Бека и Марии Аркадьевны Столыпиной, падчерица князя П. П. Вяземского. Тётка - Елена Горчакова, известная в своё время писательница.
В 1885 году окончил юридический факультет Императорского Московского университета и поступил на службу. В апреле 1887 года Калужским губернским земским собранием избран членом Тарусского уездного комитета по крестьянским делам. В том же году получил чин губернского секретаря. В 1890 году - коллежский секретарь, в 1893-м - титулярный советник, в 1896-м - коллежский асессор, 1903-м - коллежский советник.
В 1888-1890 и 1896-1898 годах - почётный мировой судья Тарусского уезда. В 1890-1895 годах - земский начальник 2-го участка Тарусского уезда. С 28 марта 1895 по 3 июня 1898 года - тарусский уездный предводитель дворянства. В мае 1896 года был пожалован придворным званием «в должности церемониймейстера». В 1897 году участвовал в первой российской всеобщей переписи населения, за что был награждён медалью «За труды по первой всеобщей переписи населения».
С 1 апреля 1898 года служил в Министерстве внутренних дел. Был вице-губернатором Архангельской (1898-1900), Олонецкой (1903-1904), Херсонской (1904-1906) губерний. С 10 июня 1906 года исправлял должность вятского губернатора, утверждён в должности 1 января 1908 года.
6 апреля 1909 года назначен калужским губернатором. Активно работал над осуществлением столыпинской аграрной реформы, за что получил в 1912 г. знак отличия «За труды по землеустройству».
Недовольство калужан, революционные настроения жителей города вынудили Горчакова 16 декабря 1915 года уйти с должности губернатора. До Февральской революции 1917 года он продолжал службу в чинах церемониймейстера и действительного статского советника.
Был женат трижды: с 3 июля 1887 года - на фрейлине императорского двора княжне Софье Дмитриевне Голицыной (14.06.1863 - 06.04.1930); около 1898 года развелись; с 1902 года - на Анне Евграфовне, урождённой графине Комаровской (1874 - 22.12.1918). У них было двое детей: дочь Татьяна (родилась 02.08.1902) и сын Дмитрий (род. 07.03.1906), судьба их неизвестна. В октябре 1918 года княгиня Горчакова была арестована тарусской ЧК по распоряжению Советского правительства о «красном терроре для буржуазии». В документах сказано, что «в ночь на 22 декабря Горчакова, содержавшаяся под стражей, застрелена при попытке к бегству». В том же году С. Д. Горчаков после ареста был сослан на поселение в посёлок Мужы Тобольской губернии. Там он женился третьим браком на бывшей дворянке Лидии Николаевне Веселкиной (род. в 1880-х гг). У них в 1923 году родился сын Иван.
Умер от тифа 3 июня 1927 года.
Борис Фёдорович Петухов (в первом ряду в центре), первый секретарь Кировского обкома КПСС, среди членов бюро Кировского обкома КПСС. Киров, 1960-е гг. (фото ГАСПИКО).
В Кирове Петухов отличился тем, что хотел защитить липовую докторскую диссертацию (кстати, не защитил).
По воспоминаниям современников:
"Б.Ф. Петухов приехал к нам с партийной и советской работы в Краснодарском крае и Северной Осетии, имел звание кандидата экономических наук... Прошло немного времени со дня его избрания на высокий пост и Петухов стал нас учить, как надо хозяйничать. 3 сентября 1961 года "Кировская правда" опубликовала на всю страницу его программную статью "Против негодной практики в использовании земли". Система земледелия, сложившаяся десятилетиями, была раскритикована, как говорят, в пух и прах. Особенно досталось травопольным севооборотам. В адрес нашей агрономической службы было сказано: "Они слепо верят в магическую силу трав", "Надо призвать к порядку любителей овсяной стихии" и т.д. и т.п. А что предлагал сам Петухов? За счет сокращения посева трав и чистых паров увеличить площади озимой ржи на 25-30 процентов и довести их до одного миллиона гектаров. Вместо традиционных яровых культур - овса и ячменя - сеять кормовые бобы, сахарную свеклу и, конечно же, - кукурузу, значительно сократить посевы льна. Такое волевое указание, научно не обоснованное, не проверенное практикой, вызвало замешательство среди сельскохозяйственных кадров. А с колхозниками, хозяевами земли, конечно же, никто не советовался. Хорошо помню те беспокойные дни. В обкоме партии и облисполкоме беспрерывно заседали различные комиссии. Они рассматривали предложения районов по изменению структуры посевных площадей. Тем, кто отстаивал севообороты, протестовал против посевов "ржи по ржи", приклеивался ярлык "травопольщик"...
Как и следовало ожидать, кубанский шаблон Петухова не сработал. Компания "Даешь один миллион гектаров ржаного поля!" не принесла каких-либо заметных результатов. Урожайность зерновых за первые шесть лет работы Петухова в области снизилась на каждом гектаре на 1 центнер и доходила до 5-6 центнеров. Шумиха, осуждавшая травопольный севооборот, а затем последовавшие практические дела, отбросили область на несколько лет назад, обрекли на длительное отставание. Потребовалось много времени, сил и средств, чтобы восстановить разрушенные севообороты, повысить плодородие почвы.
Вспоминается период хлебозаготовок 1964 года. Тяжелый был год: собрали всего по 4,6 центнера с гектара, а валовой сбор зерна - 630 тысяч тонн. Члены бюро обкома считали, что хлебосдачу форсировать не следует, а главное внимание сосредоточить на создании семенных фондов. Но Петухов настаивал на своем: любой ценой делать план - продать государству 250 тысяч тонн. Из колхозов и совхозов в центральные органы пошли тревожные телеграммы: "Остаемся без семян, фуража нет". Только в октябре хлебопоставки были прекращены. А несколько позднее мы узнали вот что. Учитывая низкую урожайность, правительство дало задание области продать государству в тот год только 120 тысяч тонн зерна и обязательно засыпать семенные фонды. Эта телеграмма за подписью председателя Совета Министров республики Г.И. Воронова несколько недель лежала под сукном у Петухова. Почему он скрыл эту важнейшую директиву? Только из личных побуждений. Он решил отличиться перед вышестоящим начальством, заслужить его расположение и покровительство, а может быть, и правительственную награду, его не волновало, что многие колхозы и совхозы остались без семян и фуража...В первые месяцы по прибытии в Киров Петухов часто ездил по районам, знакомился с колхозами и совхозами. Его обычно сопровождал кто-то из руководящих работников обкома или облисполкома. Особенно нравились те, кто мастерски умел рассказывать анекдоты, знал вятские поговорки, умел ему угождать. Почти каждое посещение района заканчивалось винным застольем. Оценка работы района или колхоза часто давалась не по его экономическим результатам, а по тому, как был организован прием первого секретаря. К его приезду ловили в реке рыбу, жарили шашлыки, заготовляли "горючее". В райкомовских шкафах появились хрустальные рюмочки и графинчики. Не граненым же стаканом угощать областное начальство!"
Л.Мокеров. Следы памяти. Киров, 1992.
P.S. Вятка и Киров - это один и тот же город, V.H.
или