Оно,конечно, обидно, но в мирное время для человека без профильного образования потолок --- "пятнадцатилетний капитан". Хочешь перепрыгнуть этот потолок--- добро пожаловать учиться. В обязательном порядке.
Дед мой повоевал Финскую, Великую Отечественную почти до самой победы (в госпиталь загремел), и потом шесть лет в той же Германии в оккупационных войсках, когда там ещё вовсю стреляли и разминировали. А потом при всех заслугах, орденах и медалях все равно пошёл сдавать экстерном бронетанковую академию. За два месяца сдал. Ушёл потом полковником.
Я думаю, что это было его собственное решение: устал, и реально не военный человек, а ученый. Зачем такому в мирное время болтаться по гарнизонам? Хорошо выполнил свой гражданский долг - и ушел на пенсию, отдохнул перед ранней смертью...
Смысл этого поста и заключается в вопросе: "а зачем, собственно, нужно было то самое профильное образование, и что оно, собственно, давало, если умный и образованный гражданский человек с жизненным опытом, но без этого самого профильного образования, в военное время оказывался в состоянии командовать совсем не хуже профессиональных военных, получивших до войны это самое профильное образование". Можно себе представить, насколько подполковник-комдив, поднявшийся за годы войны от старлея-комвзвода, отличался от (и должен был бесить) профессиональных старших офицеров и генералов "родной" 6-ой гвардейской армии, которые за те же годы войны поднялись на одну-две ступени.
В мирное время список задач у старшего офицера куда длиннее, чем на войне. Это же в первую очередь обеспечение учёбы всех сортов, плюс строительство, плюс бытовуха разнообразнейшая... всё то, что тылы делали для переднего края, теперь надо организовывать самому. Для этого надо учиться, без вариантов. Не хочешь учиться --- до свидания, до следующей мобилизации. И в любом случае нахождение даже на генеральской должности генерала даст очень-очень постепенно.
Это понятно, что в мирное время список задач очень длинный, а в военное время он как-то резко сокращается до самых насущных. И оказывается , что можно быть прекрасным профессионально подготовленным командиром для мирной учёбы-строительства-бытовухи (когда траву красят в зелёный цвет, а плац подметают ломами), и полным ничтожеством при возникновении реальных боевых действий. Я не спорю с тем, что учиться лучше, чем не учиться, и лучше знать что-то, чем не знать. Меня скорее удивляет достаточно слабая корреляция между объёмом воинских дисциплин, преподаваемых профессионалам в мирное время, и результативностью применения профессионалами этих самых дисциплин (особенно в начальный период ВОВ).
Посадите рядом с каждым нормальным профессионалом по политруку либо военному коммиссару, с такими же полномочиями но минимумом ответственности --- получите такой бардак, что не только отдельная часть будет плохо управляемой, а Генштаб будет узнавать реальное положение линии фронта по радиоперехватам немцев. Добавьте массовое дезертирство тех солдат, к чьим деревням приближалась линия фронта --- они разбегались спасать свои семьи. Вот вам и 1941 во всей "красе".
Дед мой повоевал Финскую, Великую Отечественную почти до самой победы (в госпиталь загремел), и потом шесть лет в той же Германии в оккупационных войсках, когда там ещё вовсю стреляли и разминировали. А потом при всех заслугах, орденах и медалях все равно пошёл сдавать экстерном бронетанковую академию. За два месяца сдал.
Ушёл потом полковником.
Reply
Нам тут не о чем жалеть.
Reply
Можно себе представить, насколько подполковник-комдив, поднявшийся за годы войны от старлея-комвзвода, отличался от (и должен был бесить) профессиональных старших офицеров и генералов "родной" 6-ой гвардейской армии, которые за те же годы войны поднялись на одну-две ступени.
Reply
И в любом случае нахождение даже на генеральской должности генерала даст очень-очень постепенно.
Reply
Я не спорю с тем, что учиться лучше, чем не учиться, и лучше знать что-то, чем не знать. Меня скорее удивляет достаточно слабая корреляция между объёмом воинских дисциплин, преподаваемых профессионалам в мирное время, и результативностью применения профессионалами этих самых дисциплин (особенно в начальный период ВОВ).
Reply
Reply
Leave a comment