Как в советское время моряки в "загранку" ходили (воспоминания современников)

Jul 26, 2021 18:09



Sergey Markov:

Моряк загранплавания. Вроде, с одной стороны романтика дальних странствий и прочее. Но давайте рассмотрим этот тяжелейший труд, да-да, не смейтесь, труд в море это тяжелейший стресс для вашей тушки. Представьте, вы там изо дня в день на протяжении недели, месяца, бывало до полугода, если это научник. Вышел на точку, развернул антенны в небо и чего-то там вылавливает, то ли сигналы с Альфа Центавра, то ли переговоры по трансатлантическому кабелю. Вы сидите в железной бочке, где работает один здоровенный двигатель и еще два-три маленьких. Ну как маленьких, здоровенный двигатель - это размером с одноэтажный дом, маленький - это размером с легковую автомашину. Все это опутано электрическими кабелями, сверху постоянно работает радар и радиостанция. И все это, особенно радио, очень мощное, надо подавать сигнал на тысячи километров без ретрансляции и спутников. И все это еще и вибрирует и качается.

Но это обычные трудности работы в море, они и сейчас никуда не делись. А мы рассматриваем именно времена СССР. Почему люди рвались на флот? Зарплаты в общем и целом не особо шикарные, скажем так - обычные, учитывая что выходных у тебя нет, работа 4 через 8. Или просто от рассвета до заката. Главная проблема именно в этом - платили в море копейки. Но не за этими копейками люди шли в моря. Главное, это было ВАЛЮТНЫЕ командировочные: 64 инвалютные копейки в день. Да, да КОПЕЙКИ. Вы не ослышались. Но это только когда границу закрыли и судно ушло в нейтральные воды. И начали капать эти копейки. На них наши люди умудрялись обеспечивать себя и родственников импортными шмотками и даже радио товарами.

Грубо говоря, пол года человек копил деньги ради нескольких часов в порту Сеуты или Гамбурга, Антверпена, Стамбула, кто работал на Дальнем востоке или в ЧМП, там были другие порты отоварки, а Калиниградское пароходство и Ленинградское БМП. Это были самые вожделенные порты. Там в припортовых лавочках покупались шмотки, жвачка и радиотехника. И вот на них уже люди делали деньги. 20 долларовый плеер официально в комиссионке стоил уже 200 рублей. И так куда не кинь. Но те инвалютные копейки - это, естественно, мало, поэтому процветала контрабанда фото техникой, оптикой, икрой. В общем все, что можно было купить в СССР относительно дешево, за бугром загнать по их меркам тоже за копейки, но для нас это были уже приличные деньги.

Но в город надо было еще вырваться! Просто так было не выйти, даже если у тебя было свободное время. Надо было за день подать заявку на выход в город. Могли не пустить, если на тебя первый помощник или капитан зуб имели. Потом в столовой команды первый помощник (на судне это был замполит, нихрена не делал кроме собраний и политинформации и вот выдачи паспортов) выдавал паспорта. И под командой старшего группа пять человек ломилась бегом по этим самым дешевым магазинам. Почему бегом? Времени мало, а транспорт денег стоит, и отдать за автобус одно - двухдневный заработок это была непозволительная роскошь. И главное, чтобы не сбежали, в заложниках внутри СССР должен был оставаться кто-то из членов семьи, мама, папа, жена, дети.

По возвращении в СССР начинался опять же глобальный шмон, таможня искала контрабас (Примечание: контрабанду). Обычно находили, если только кто-то стукнул. Сам шмон происходил так: всех запирали в столовой и красном уголке, в коридорах выставляли перекрытие, и таможенники с погранцами и собаками выворачивали пароход на изнанку. Такого не было ни в одной стране в мире! Ну если только исключить Сев. Корею. Но у них, вроде, и флота особо не наблюдалось. Вот такая была романтика дальних странствий а ля СССР.

Тамара Кириченко:

Так если выворачивали наизнанку пароход, то как не находили обычно контрабас?

German Petrov:

Таможня если и находила, то только по стуку. Судно - это огромное строение, с огромным количеством помещений, переборок. В общем, если Вы себе не представляете, сложно коротко рассказать. Ну и если таможня была не проинформирована заранее, то за час-два что-то найти практически невозможно. В двух словах, конечно, не описать работу моряков. Но и никогда не слушайте жалующихся. Редко, но такие встречаются. Туда их никто под дулом не гнал. Я сам в море с 1984 года. Автор вспоминает жизнь научников, но есть ещё торговый флот. Да, получали валютные копейки и всегда и везде ходили пешком. По этому сразу узнавались наши моряки. По дружно шагающей толпе по обочине дороги. Автор написал, что в город выходили по пять человек. Возможно где-то какие-то первые помощники и капитаны рисковали, и брали на свой страх и риск ответственность, и отпускали в город по пять человек, что очень вряд-ли. Закон был: группа состояла из трех человек. Один из комсостава и двое рядовых. Один старший (из комсостава). Он и отвечает за все. Если не дай бог кто-то из группы остался там, то старший получал по полной. Сажать, конечно, не сажали, но лишали визы выездной, ну и карьера порушена. Так что тройки были, а не пятёрки. Дальше, в городе, там хоть все вместе. И это только очень маленькая частичка быта моряков. И ещё, да работа, действительно, не простая, но нельзя забывать и о плюсах. Без них никогда не бывает.

Jaugen Keppul:

Были разные суда и разные "моряки загранплавания". Кто-то работал на военных, осуществляя "связь с космосом", кто-то действительно изучал моря и океаны (что финансировалось уже по-другому), кто-то возил туристов, кто-то рыбачил... Условия, как и заработки, были разными. Хотя принцип один и тот же - государство платит тебе гроши (а если ты получаешь зарплату у иностранцев, еще и отбирает её большую часть), заработать кое-что можно только мелкой торговлей (что в совке называлось "спекуляцией" и попадало под уголовную статью).

Avi Rahim:

Поэтому многие бежали. У нас семь практикантов ушли в Штатах. А я был идиот и ... так до сих пор не там.

Дмитрий Могилевский:

И несмотря на все эти «прелести» люди мечтали об этой работе. Единственный для многих шанс посмотреть на нормальную жизнь. Сам думал поступать в мореходку. И если бы не уехали в 1990, наверное, так бы и сделал. Помню, как само слово нравилось, было в нем что-то ласкающее слух - «ЗАГРАНПЛАВАНИЕ».

Olga Grachova:

Грузин один рассказывал, как они в Италии продали несколько ящиков кильки в томатном соусе под видом красной рыбы. Говорит, потом три дня на берег не выходили, прятались на судне от обманутых итальянцев.

Ирина Егорова:

Да, а вы представляете работу на заводе или фабрике... Изо дня в день одну и ту же деталь точить, причем целый день, или строчить на машинке... Все проще в море и приятнее...

Владимир Король:

А Вы в этом море бывали? Причем не 2-3 дня на пассажирском судне, а в открытом океане, месяцами, в замкнутом пространстве и обществе? А работа столь же однообразная, как и на заводе, и даже хуже. А воду экономят, и даже для мытья рук дают в строго определенное время. Можно еще много всяких морских радостей припомнить.

Maya Biene:

У нас ходила байка, что один моряк купил себе на эти командировочные пластинку пинк Флойда за 120 долларов. И она приглянулась кому-то из таможни. И типа чтоб не досталась врагу, он её сломал пополам и выкинул в Дунай. Вообще-то я в это слабо верю. Но у нас, у моряков, был свой магазин торгмортранс, они там могли купить какой-то дефицит на свои командировочные. У детей моряков были фломастеры всех оттенков по 40 штук в упаковке, жвачка, шмотки, кассеты... Остальные только облизывались. Мою маму до развала СССР не брали врачом на судно, потому что у нас родственники за границей.

Jaugen Keppul:

Там были особые чеки - в виде книжечек, из которых вырывали листы. Удостоверения моряков загранплавания были у многих, но вот чеков на всех не хватало.

Maya Biene:

Ну к концу рейса тем, у кого остались командировочные, надо было их сдать, и их пересчитывали в эти чеки, как я поняла. Потом кто-то продавал их по тройной цене, и в итоге в магазине торгмортранса отоваривались те, у кого бабло было. Мой родственник работал водителем на складе, откуда поступали продукты в этот магазин, там маслины были ведрами по 5 кило.

Jaugen Keppul:

Что значит "по тройной цене"? Помню, что книжечку с страничками на 10 рублей продавали за сто. И это ещё была самая дешёвая цена.

Дмитрий Корнев:

Немного не о море, но все-таки. Точно такая же история, свидетелем которой я был, приключилась при увольнении солдат из Южной группы войск (оккупационного контингента в Венгрии) в 1988 г. Один сослуживец купил пластинку не помню кого, так кусок (даже не таможенник, просто местный козел) с ехидной улыбкой провел по ней несколько раз большим гвоздем. Так что морским историям с пластинками склонен верить. А еще в Лас-Пальмасе был специальный магазин "Совиспан" для советских моряков - дед рассказывал, он в ПО "Атлантика" работал.

Anatolij Mereally:

Один моряк мне в Одессе подарил одноразовые перчатки. Говорит, мол, докеры в портах Японии, Германии и пр. их выбрасывают по окончании смены, а наш брат выметает из мусорки. Стыдно, но ...

Pavel Raysin:

Капитан дальнего плавания Конецкий писал. Самый несчастный на советском судне в загранке был второй помощник. Он же второй штурман. Это грузовой помощник, ему за границей по магазинам - никак, ему и спать-то некогда, пока идет погрузка. Поэтому моряки старались поскорее проскочить эту должность - или повыситься, или уж понизиться. У него был второй, который раскрепил тяжелый груз в трюме ящиками с чем-то хрупким. Специально, чтобы в третьи разжаловали...

Михаил Юденко:

А в Чили - за медную болванку давали Джинсовый Костюм! Рассказывал парень - плохо привязали болванку, начали спускать с борта, абориген в лодке ловит... Болванка выскальзывает, ориентируется вертикально и пробивает днище в лодке аборигена...

Natali Deyneka:

Из рассказов папы. Да, тяжело психологически, многие сходили с ума, подрывали здоровье, кто ходил в рейсы более 15 лет. И выходили в город по 5 человек, среди которых 1 особист (чтобы чего наши не выдали). Бывало и по несколько женских кофточек на себя надевали (для жены), если не порвётся на нём, то привезёт.

Sergey Markov:

Торговый флот СССР был одним из крупнейших в мире. Чего только на нем не возили. Кроме обычных грузов даже солдат на Кубу. Да, да, в трюме делали казарму и вперед. Куба вообще будет занимать большое место в моем повествовании. И вовсе не потому что “Куба любовь моя!” а потому что мимо Кубы, наверное, не прошло ни одно судно европейской части СССР. В то время на Кубу везли ВСЕ, от продуктов до станков и оборудования. Потому, что стараниями все того же СССР Куба, некогда процветающий остров, стала страной изгоем с уровнем жизни как в СССР, если не ниже. А за возможность иметь военную базу под носом США и станцию слежения и разведке в Лурдесе СССР щедро снабжал кубинских “революционеров” всем необходимым. Правда это “все необходимое” было по советским меркам, ну чтобы с голоду не померли.

Стандартный рейс из Ленинграда: туда везем машины, станки, оборудование. Оттуда - сахар сырец. Заходов в нормальные порты вообще могло не быть. На Кубе можно было зависнуть вообще на неопределенное время. Друзья же! Если ген. груз разгружали в Гаване еще более-менее оперативно, то с продуктами была совершенно фантастическая история.

Пришел в Гавану сухогруз с картошкой. Загнали его в глубь порта, и местные стали его использовать просто как картофельный склад. С утра приезжал грузовик, его загружали, и на этом на день выгрузка заканчивалась. Потом картошка сгнила, ее оформили как корм для скота, получили премию, потом вышли из порта и все остатки отправили за борт.

Экипаж, конечно, от этого с одной стороны дурел, капитан заставлял вылизывать пароход что кот свои яйца, сходить некуда, одно счастье - валюта капает. После выгрузки все без исключения суда выходили в нейтральные воды, и происходила большая зачистка трюмов перед погрузкой сахара сырца. Трюма открывали, стрелы вываливали за борт, и весь экипаж вместе с ремонтной командой всю грязь, что осталась после выгрузки, закидывал в бочки, и боцман или плотник на лебедке вываливали это все за борт. Потом шли в деревню, где был завод по переработке сахарного тростника в сахар сырец.

Выглядело это так. Дикий берег, причала нет, из моря торчат причальные кнехты на сваях, связанные друг с другом мостиком, и маленький трап на берег. На берегу ангар, из которого торчит здоровенный транспортер с рукавом на конце. По идее он пароход может дня за три загрузить полностью. Но! Это же Куба! Социализм! То электричество не подали, то сахар не подвезли, то транспортер сломался. И подвисал наш экипаж в этих выселках на отшибе еще на месяц минимум. Ходили на шлюпке рыбу ловить, у местных на мыло меняли сигары и большие красивые ракушки. Как сейчас помню таксу. Кусок хозяйственного мыла 2 сигары или одна каракола. Но вот погрузка окончена, хорошо если за 2-3 месяца обернулись и почапали домой с полными трюмами сахара сырца. Сейчас наверное в магазине тростниковый сахар видели? Коричневый такой. Так вот этого сахара тысячи тонн. Сами понимаете, что дрожжи на судне тоже были. В итоге бидоны с брагой стояли везде, во всех “шхерах”. Капитаны всеми правдами и неправдами пытались выбить фрахты на доставку этого сырца в Европу. Или после разгрузки на Кубе уйти порожняком и грузиться где-то на Американском континенте, в идеале если на Гамбург или Антверпен. Но это бывало не часто. В итоге ты за 3 месяца кроме моря, Гаваны и деревни не видел вообще ничего, одна радость, валюта и чеки копились.

Также можно было угодить и в Северную Корею, то же ведь друзья лепшие! Мы туда, помнится, мочевину привезли, это типа удобрения. Это где Ленинград, а где Северная Корея? Да кто при социализме деньги считал? Вот это был действительно культурный шок. Пришли, ошвартовались. Под борт тут же подвалила канонерка советской постройки времен ВОВ с башней от танка Т-34-85 на носу. Зачем? Ну чтобы случайно кто в Корейский рай не рванул. Техника вся из СССР и на железной дороге ПАРОВОЗЫ. И это конец восьмидесятых! У трапа - погранец в будке, чтобы свои на судно не просочились и сбежать не смогли. Экипаж - максимум до дома моряка в порту и обратно, и чуть ли не под конвоем. Вот там народ оттягивался, все дешево, и для моряков изображали что у них там все хорошо. И что меня там окончательно добило, грузчики, которые работали в трюме, ВСЕ ЖЕНЩИНЫ. А надо было в ручную ворочать 50 килограммовые мешки с мочевиной в атмосфере аммиака. Там к трюму было подойти невозможно, а они там по 8 часов вкалывали. Из средств защиты - одни рукавицы.(...)

Но давайте теперь обратимся ко второму механику (...) Он после ночной вахты ленился мыться и переодеваться и прямо в робе топал в столовую команды. Да, на сухогрузе для офицеров - кают кaмпания, для остальных - столовая команды, камбуз, правда, один, и меню одно. Но в каюткампании обычно обслуживала женщина и салфетки, цветочки и стаканы тонкие. В столовой команды - дневальный, и уровень заводской столовки. Но кормили, как уже отмечал раньше, нормально. Воровать некуда, а за плохую готовки и побить могут.

Так вот, мыться нашему механику лень, а жрать охота, и по утрам он в столовую команды кушать ходил, после принятия пищи его обычно на поговорить пробивало. До сих пор жалею, что не записывал его байки. Но по большому счету все сводилось к одному. Пришли туда-то, там из бухла дешевое это, как нажрались, и потом шел рассказ, кто куда, извините, блевал. Пришли в Бразилию, там в хозмаге бутылки пластиковые, написано «алкол 96» и цена 20 центов за 1 литр. Наши стоят, жмутся, вроде страшно, а вдруг ослепнешь, и тут бомжара местный подваливает, тычет пальцем в это бухло и говорит: “Акол гуд!” Ну О.К., на пробу взяли, развели, пить вполне можно, только калошей воняет. Но кого это может остановить по 20 центов за литр? Затарились все. И бухали весь переход из Бразилии. Оттуда, кстати, нормальный сахар в мешках везли уже в Новороссийск. Как его потом местные воровали! Из трюма по вертикальному скоб трапу с 50 килограммовым мешком на горбу в легкую! А глубина одной палубы в трюме - это где-то трехэтажный дом.

Пьянство на флоте это вообще отдельная песня. С одной стороны это плохо, с другой стороны, это позволяло держать капитану экипаж в ежовых рукавицах. На всех был компромат, и попробуй только вякни, тут же вылетишь из плавсостава. Капитан и Первый помощник, конечно, устраивали собрания, где разорялись на эту тему, но обычно дальше грозных речей дело не шло.

Раз уж упомянул Первого помощника, то давайте обратимся к штатному расписанию. Капитан - это понятно, он всегда и везде есть, и без него никак. Старший помощник, плюс второй, третий и четвертый. Это судоводители, без них никуда. Иначе сутки никак на всех не разделить, чтобы люди еще и от усталости не померли.

А вот ПЕРВЫЙ помощник. Это коммунист болтун. Стен. газета, политинформация и собрания. На пассажирах был Пассажирский помощник, это трудяга, каких мало, его задача - выслушивать все жалобы на разных языках, общаться с народом, в общем, делать круиз для пассажиров максимально комфортным. Так вот, кроме этого гребца на галере в белой рубашке были еще ДВА! Да, да! ДВА ПЯТЫХ помощника. Два штатных агента КГБ. Почему два? Ну чтобы каждый на каждого досье вел. Эти кроме того, что везде нос совали и народ в стукачи вербовали, не делали больше ни хрена.

Еще была на советском флоте такая должность, как СУДОВОЙ ДОКТОР. Был лазарет с парой коек, ванной и прочим медоборудованием. Сами понимаете, народ на флот идет здоровый, и медкомиссия обязательна для всех и каждый год. Поэтому доктор обычно груши околачивал и от безделья и скуки в лазарете по потолку ходил. И, естественно, как врач без практики очень сильно деградировал. А все почему? Да просто валюту экономили. Если что, то никого в береговую больницу передавать не будем. Будем лечить на месте своими силами. После развала СССР доктора, первые и пятые помощники, естественно, с флота исчезли сами собой.

Ремонтная бригада - это брали с собой в рейс еще человек десять с берегового завода в качестве премии и для поддержания штанов. В итоге пароход вместо необходимых 25-28 человек катал до 50. И, да, советские пароходы с виду выглядели хорошо: всегда зачищенные, покрашенные, ну как же! Фасад СССР! А вот что за фасадом? Про пассажирские я уже рассказывал. Грузовики от них тоже не особо далеко ушли. Если пассажиры ВСЕ были построены за рубежами Родины, то грузовозы в основном внутри. СССР строил только класс “река - море” и почему-то лесовозы. Все остальное покупалось у проклятых Буржуинов. В итоге, как уже говорил выше, вместо штатных 25-28 человек каюты делались с учетом размещения 50, а так как размер надстройки никто в ущерб грузоподъемности увеличивать не хотел, то впихивали минимум по два человека в каюту. А значит, душ в коридоре, гальюн обычно тоже. Но это от проекта зависело. И опять же от возраста. Но мы с вами сейчас вспоминаем времена СССР. И основным тоннажем тогда были суда почтенного возраста.

Снабжение: если с продуктами еще капитаны выкручивались, брали в СССР по минимуму, а у первого шип шандлера уже затаривались по максимуму, то со всем остальным - это караул. Снабжали так, чтобы пароход мог как-то функционировать. Поэтому механики и радисты, если стояли рядом с буржуями, пытались всеми правдами и неправдами выцыганить у них фирменные исходники и детали. Камбуз. Там было оборудование то, что поставили при постройке парохода. И если что-то ломалось, и без него можно обойтись, то и не чинили.



или



коммунизм, мерзости советской жизни, СССР, история

Previous post Next post
Up