читать очень хорошо под эту музыкуВ одном из своих комментариев к какому-то посту (не суть важно где) я упомянул в разговоре с собеседником, что слушаю шансон. Тогда общение прекратилось, видимо ввиду исчерпания темы для обсуждения, а сегодня в личке я обнаруживаю письмо, завязалась переписка. А затем я объединил несколько его сообщений в одно письмо, и вот что получилось в итоге:
«Что понимать под шансоном? Обычно это очень чувственная музыка о любви. Песни о лагерной жизни, об уголовных порядках а-ля Круг и прочая ересь? Не осуждаю и не могу осуждать, может я и ошибаюсь, но порой, сор из избы выносить не стоит… Может быть, вы имели виду Вертинского, Шаляпина, Джо Дасена, Мирей Матье … Просто не совсем справедливо называть шансоном, то, что им называется... Просто мне интересно знать, что можно понимать под шансоном... Уголовщину? рассчитанную на узкий круг слушателей… Поющих совершенно ни о чём и на один мотив... вот пример замечательной группы ссылка на страницу (адрес ссылки, указанный в письме удалён мной - прим. моё). Вот они позиционируют себя с шансонам и уголовникам нравится… Так вот к чему я? Освободившись человек либо забывает и живёт нормальной жизнью, либо остаётся уголовником на всю жизнь, для которого и закон не закон, а как же … они по "понятиям"(что полнейший пи@дёж) живут и другим их навязывают… Вот на таких человечков, современный российский шансон и рассчитан! И более он несёт в себе пропаганду… так называемой тюремной романтики... Не знаю, это, каким надо быть психопатом, чтобы ностальгировать по тюрьме! Наверное, там им хорошо жилось…
Да, можно спросить, а как же Солженицын? Ну, вот в том то и дело, что он этим не хвастал… он не был понятийным ублюдком... и тюрьме не поддался. Он пишет о том, чего переживать не хотелось бы! Тюрьма либо меняет человека, либо превращает его в уголовное дерьмо!»
Не имеет значения кто автор. Я не собираюсь ни обсуждать, ни уж, тем более, осуждать этого человека, к тому же он задал вполне нормальный и вполне толерантный вопрос, к тому же тема эта меня уже давно интересует, а в чём-то даже задевает, особенно когда я слышу от некоторых своих знакомых фразы подобные этой: «Как ты можешь слушать эту зековскую попсу?» А автор письма, если, конечно, сочтёт нужным, то сам объявится.
А теперь мой ответ:
Ты говоришь о классическом, французском
шансоне, эту музыку я слушаю редко, хотя она мне и нравится, в силу того, что для того шансона мне необходимо соответствующее настроение, которого нет или бывает редко, соответственно и слушаю его редко. Я же говорю о
русском шансоне, а это несколько разные направления в музыке. Так если классический или французский шансо́н (фр. chanson - «песня») - это жанр вокальной музыки, к которой относятся светская многоголосная песня на французском языке эпохи позднего Средневековья и Возрождения и французская эстрадная песня в стилистике кабаре, то русский шансо́н (по аналогии с французским шансоном) - собирательный термин, которым обозначают различные жанры русской музыки, включающие прежде всего блатную песню, часть бардовских песен, городской романс, некоторые песни военной тематики. Термин появился в 1990-х годах, когда блатная песня стала звучать на эстраде, по радио и телевидению. Согласен ты или не согласен с этим названием, но, в Государственном кремлёвском дворце с 2001 года проводится церемония вручения премии
"Шансон года". Также существует Радио Шансон, хотя российское и украинское радио Шансон очень сильно отличаются. Не знаю досконально программу российского Радио Шансон и его репертуар, но в украинском Радио Шансон практически отсутствует тематика, связанная, как ты выражаешься, с «уголовщиной». Это знаю точно, так как являюсь постоянным слушателем этого радио. И я не собираюсь возмущаться по поводу правильности или неправильности применения слова шансон к этому жанру музыки, а уж тем более изобретать велосипед, так как неплохо знаю поговорку «за деревьями и леса не видно» и её значение.
Теперь о чувственности музыки. А что такое вообще чувственность музыки? Я не знаю. Если же говорить о песнях, то мне гораздо приятнее слушать ту песню, в которой не набор рифм, а короткий рассказ о человеке, событии, явлении, эмоции. Именно это я и нахожу в русском шансоне, к тому же в этом жанре практически нет авторов, которые бы писали свои стихи или песни, сидя на зоне! Просто, когда страна 80 лет живёт в лагерях, то откуда взяться песням с рассказами о прогулках на Луне? И я не могу этого не учитывать, увы... А осуждать человека за то, что он попал на зону, может только суд, который и высказывает своё мнение по этому поводу, и человека лишают свободы. И делается это для того, чтобы он не контактировал с окружающими, не мог свободно передвигаться. А говорить после отбытия срока, что человек плохой лишь по тому, что он сидел, это всё равно, что судить его за одно и то же преступление дважды, для меня это неприемлемо и подобных жлобских приёмов я не использую. Я зону знаю изнутри, считаю, что знаю... Нет, я не сидел, у меня даже приводов в милицию за всю жизнь ни одного не было. Но так сложилась жизнь, что свою трудовую деятельность в 82-ом году я начал на зоне, заместителем начальника цеха, а городок на западной Украине был настолько мал, что другой работы просто не было, вот и пришлось идти туда, где была такая возможность. Там я проработал три года, а поскольку был ещё совсем молодым и глупым, то соответственно поначалу эти все зеки казались мне ой какими крутыми мужиками! Однако в ходе работы, а проработал я там больше трёх лет, мне пришлось увидеть и нечто другое, а именно внутреннюю сущность осуждённого. Понять на чём стоит вся эта тюремная иерархия, и чем она кормится, результатом стало то, что подавляющее большинство этих "ой какие крутые мачо" превратились для меня в обыкновенных зашуганных крыс или во что-то ещё хуже...
Я взрослел, и вместе с этим приходило осознание того, как тюрьма способна сломать человека. А вместе с этим стало понятно, как сама система с помощью такого инструмента, как тюрьма, превращала людей в зомби, когда человека можно держать на коротком поводке только потому, что он сидел. Также стало очевидным, что все эти крутые паханы зоны, которые как бы "по понятиям",- это всего лишь жополизы системы. Им дают команду "фас" и они беспрекословно её выполняют: здоровые становятся инвалидами, натуралов опускают в гомосексуалов и т.д. И это не по стечению обстоятельств, не по злому умыслу более сильного по отношению к слабому, а по прямому или косвенному указанию администрации, представляющей саму систему. В качестве награды «паханам» предоставляется благоденствие за колючей проволокой, определённые блага, которых нет у других. Возможно, поэтому многие и возвращались в свой «рай» постоянно, да и сейчас возвращаются, так как это общество отвергает их по причине судимости в прошлом, и никто даже и не собирается вникать, что он за человек? Подавляющему большинству достаточно клейма, поставленного системой - «сидел». Вот так же и ты относишься к этим людям. Об этом много можно говорить и рассказывать, но это как-нибудь в другой раз.
A пока стоит вернуться всё же к теме твоего письма...
У меня нет и никогда не было ни музыки, ни песен, которые я мог бы слушать ежесекундно и круглосуточно. Я никогда не был фанатом ни одного исполнителя, вся музыка для меня - это моё настроение, состояние моей души. Мне может доставить удовольствие и «Лунная соната», и романс «Как упоительны в России вечера», и «Wall», и "Владимирский централ", всё будет зависеть от того настроения и состояния, в котором я нахожусь. Однако есть такая музыка, хотя действительно, вряд ли её можно назвать музыкой, поэтому я и назову это музыкальным жанром. Этот музыкальный жанр ШАНСОН, он может звучать постоянно вне зависимости от моего состояния. И это моя жизнь, это мой вкус, это мои переживания, и сюда лезть незачем. Ведь я же не навязываю никому обязательные походы в церковь или Третьяковскую галерею, так почему кто-то считает себя вправе говорить мне, что это всё ересь? Полагаю, что каждый волен выбирать то, что ему нравится, а тот кому это не нравится, может просто не слушать и не смотреть, и не общаться с человеком, чьи взгляды кардинально расходятся с его собственными, или я не прав?
Мне не нравится зарубежная музыка, но в то же время я могу спокойно её слушать, и никогда не закричу, да что там не закричу, я даже мысли такой не допущу, чтобы назвать её дрянью, гадостью, ересью, что её надо запретить, что авторов и исполнителей нельзя пускать на сцену и так далее...
спасибо
bezumie_kamnia за подсказку темы