Программа "Покращення життя" продолжает своё осуществление и воплощение! И причём происходит это не просто быстро, а очень быстро. Однако предлагаю немножко вернуться взад, к тому первому вертолёту, купленному Виктору Фёдоровичу.
Итак, президенту купили вертолёт, но события начали развиваться намного раньше, чем покупка состоялась. И своё расследование этой сделки предложил сайт
"Обком".
Еще в апреле, когда впервые достаточно четко обозначились планы приобретения «винтокрылой машины» для перевозки Виктора Федоровича (см.
Несущие винты для Януковича), «Обком» предупреждал, что одним вертолетом тут дело не ограничится. И невыясненным уже тогда оставался, по большому счету, всего один вопрос - стоимость решения этой главной транспортной проблемы страны.
Хотя, стоит напомнить, в тот момент некоторым крупным деятелям данная проблема казалась практически неразрешимой. Например, глава СБУ Валерий Хорошковский просто был на грани отчаяния. «У нас, к сожалению, инфраструктура не готова… Можем ли мы сегодня думать об этом в период кризиса в стране и в период экономического упадка? Наверное, это было бы не понято никем, в первую очередь президентом... На сегодняшний день у нас нет ни сертифицированных площадок, ни возможности передвигаться в туман, и так далее. Представьте себе, где в Администрации президента будет садиться геликоптер?»
Как показало ближайшее будущее, г-н Хорошковский глубочайшим образом заблуждался. Президентом все «было понято», вопреки «кризису и упадку» вертолет Agusta Westland 139
уже бороздит просторы от Киева до Прикарпатья с Януковичем на борту, площадку стахановскими темпами возводят неподалеку от здания АП. В общем, «агентурные» сведения, доставленные главе СБУ, круто разошлись с новой действительностью. Но все же некоторые вопросы «зависли» до сих пор.
Напомним, что в апреле планировалось для обслуживания Их Превосходительства (как в самом начале своего служения Януковичу
величала его Анна Герман) и челяди, помимо вертолета Agusta Westland 139 (стоимостью порядка 17 миллионов долларов), приобрести еще и вертолет российского производства Ми-171 (модернизация вертолета Ми-8). Ми-171 в VIP-варианте в настоящее время является одним из самых популярных VIP-вертолетов среднего/тяжелого класса. Он используется для перевозки президентов и премьеров (в том числе и России), высокопоставленных военных и гражданских чиновников, бизнесменов целого ряда стран. При этом необходимо заметить, что стоимость этого транспортного средства даже в вариант VIP составляет всего 8 миллионов долларов.
Однако планы закупок резко поменялись после того, как россияне нанесли беспощадный удар по воздушному самолюбию Януковича. Причем, случилось это как раз в дни юбилея Его Превосходительства (60-летие которого отмечалось 9 и 10 июля и в Киеве, и в Крыму), с которым, по странному стечению обстоятельств, совпал неформальный саммит СНГ.
8 июля на аэродроме города Симферополя приземлился грузовой самолет из Москвы. Из его недр было извлечено сразу два вертолета. Еще полдня понадобилось техникам для того, чтобы установить лопасти. Зато 10 июля на саммит-юбилей российский коллега Януковича и сопровождающие его лица прибыли на двух вертолетах. Сам виновник торжества добирался до Ялты как лох последний - на автомобиле.
Дальнейшие события напоминают противостояние Эллочки Щукиной и мисс Вандербильд из «12 стульев». Обидевшись на соратников за необходимость добираться до места празднования юбилея на автомобиле, Янукович попросил ускорить вопрос получения вертолета для августейшей особы. Донецкие бизнесмены приняли пожелание к сведению.
Дело в том, что купить «непростой» вертолет - это не то же, что купить пирожок в фастфуде. Сначала компания производит 1-2 экземпляра вертолета для сертификации и испытаний. После процедур эти вертолеты служат делу рекламы. Далее компания собирает пакет заказов на новую модель в различных комплектациях, получает предоплату (50%), закупает комплектующие, после чего и выполняет заказ. Таким образом, от предоплаты за вертолет до его получения проходит не менее полугода (6-14 месяцев).
Решив ускорить получение вертолета для Януковича, донецкие бизнесмены попросту предложили денег тому, кто раньше стоял в очереди на его получение (по различным сведениям - от 1 до 2 миллионов евро). В результате получение вертолета ускорилось. При этом следует заметить, что он вовсе не является «подержанным», хотя и
был изготовлен в 2008 году по заказу американской фирмы «AeroToyStore», затем был продан в Черногорию местной авиакомпании. Действительно, «AeroToyStore» заказала этот вертолет еще два года назад. Но изготовлен он был значительно позже, а черногорская авиакомпания была лишь посредником в деле перекупки вертолета для Януковича.
Так или иначе, для Его Превосходительства пробил долгожданный час - вертолет Agusta Westland 139 (борт UR-CRB, принадлежащий компании «Центр-авиа») с салоном «не хуже, чем у пацанов» получил украинскую регистрацию. По «неофициальной» версии, деньги на его приобретение были вроде бы выделены Государственным управлением делами при Президенте (ДУСей). Хотя, так оно или нет, достоверно не известно.
Однако, критически осмотрев салон, Его Превосходительство покрутил носом, огорчившись, что не увидел там того, что есть у вертолетов Путина и Медведева (хотя стоимости вертолета Януковича могут позавидовать и кремлевские вожди, и Меркель, и даже Обама). По имеющимся сведениям, все те же донецкие бизнесмены тяжело вздохнули, поскребли мелочь по карманам и угнали вертолет в Европу на переделку салона (от 350 000 евро). После проведенного тюнинга в салоне и появились все «навороты с прибамбасами», вплоть до аудиосистемы с восемью динамиками и сабвуфером.
Увы, не долго радовался новинке Виктор Федорович, и уж совсем не до радостей стало его безотказным спонсорам.
Дело в том, что вертолет с бортовым номером UR-CRB, который был перекуплен у предыдущего заказчика, не был оснащен противообледенительной системой (ПОС). А без такой системы полеты в горах (а там и президентская резиденция «Синегора», ныне лихорадочно ремонтирующаяся к зимним каникулам, и Буковель, и т.п.) и при температуре ниже +5 градусов по Цельсию становятся лотереей. То есть, подняв машину в воздух, ни один командир не сможет гарантировать ее приземление в заданное время и в нужном месте. Обледенели лопасти - совершаем аварийную посадку и ждем потепления.
Таким образом, возникла реальная угроза срыва новогодне-рождественских полетов Его Превосходительства!
Дабы искупить вину перед Виктором Федоровичем, его оплошавшим благодетелям пришлось принять хоть и дорогое, но неординарное решение, а именно: купить ему еще один, «зимний», вертолет, однако вовсе не упомянутый выше Ми-171, за жалкие 8 миллионов долларов! Моральный ущерб Их Превосходительства решено возместить покупкой еще одного AW-139 в максимальной комплектации, с ПОС и всей навионикой и, разумеется, чудо-салоном. Стоимость нового приобретения вполне сопоставима со стоимостью «летнего» варианта (см. выше).
Вспоминая субботний «отеческий» визит Виктора Федоровича к предпринимателям на Майдане, протестующим против принятия нового Налогового кодекса, трудно удержаться от справедливого негодования: не, ну вы, господа, обнаглели! Жаловаться на отсутствие денег на зимнюю резину для ваших авто, когда у самого Виктора Федоровича еще нет зимнего вертолета?! Декабрь на носу, а августейшая особа без морозостойкой Agusta чуть не осталась!
Это он раньше, в премьер-министрах, был простым Превосходительством. А теперь он Высокопревосходительство, ему еще новые высоты покорять.