На днях прочитал «Последнюю дуэль» Эрика Джагера. Сравнение книги с фильмом явно не в пользу последнего. Книга, действительно, превосходная. Мне очень понравилась. Не зря о ней оставлено столько хороших отзывов. Вроде таких: - «Если вы хотите прочесть только одну книгу о Средневековье, триллер Эрика Джагера - та самая книга». - «Захватывающая история, которая читается как художественное произведение, но при этом основана на достоверных источниках. Мир страсти, жестокости и несовершенства правосудия». - «Джагер использует исторические документы и достигает изумительного эффекта, рассказывая увлекательную историю двух феодалов, обреченных на смертельный бой друг с другом…». - «Последняя дуэль» - лучший образец книги в жанре популярной истории. Джагеру удается поместить сложный мир средневековой Франции в понятный контекст и рассказать историю человеческой драмы, и тот факт, что это правда, а не вымысел, делает её ещё более захватывающей».
В общем, тем, кто как и я был разочарован фильмом, советую не махать на эту историю рукой, а прочитать книжку, не пожалеете. Это не нудный роман, высосанный писателем из пальца. Перед нами добротный образец исторического исследования, способный увлечь любого, даже далекого от знания той эпохи человека. По мне, именно так надо писать исторический науч-поп для широкой аудитории, может тогда и история как предмет не будет казаться скучной тем, кому она надоела на уроках в школе.
[Spoiler (click to open)]Что касается фильма. Разбор творения Ридли Скотта Климом Жуковым видел, в целом согласен. Больше всего, конечно, убивает шлем, закрывающий лишь половину лица. Если бы нам предъявили хотя бы один подобный образец в музеях, критики бы замолчали, но нет же. Изложение одного и того же события от лица трех главных героев (Карружа, Ле Гри и Маргариты) - интересная задумка режиссера, но её воплощение никуда не годится. Причем я могу принять рассказ Карружа и Маргариты как должное, но, почему рассказ Ле Гри почти дословно повторяет рассказ Маргариты? Почему он не пытается оправдать себя? Ведь насильник и его жертва дают одинаковые показания! «Правда» Ле Гри показана так, как будто он понимает, что перешел черту, применил силу, но при этом полностью отрицает свою вину! Абсурд. По логике, эпизод с историей от Ле Гри должен выглядеть так: «невиноватый я, она сама меня позвала и на меня залезла». А что мы видим в фильме? Клим Жуков эту несуразицу тоже подметил, справедливо сравнивая с «Расёмоном» Куросавы. Вот там, в японском фильме, замечательно показана история преступления глазами его разных участников, каждый говорит так, как ему выгодно, оправдывая себя. А в «Последней дуэли» что делает Ле Гри, чтобы оправдать себя? В показанной истории от его имени - ничего.