Донской атаман Томило Корякин: 51 год на службе России
Nov 01, 2022 20:45
Донской атаман Томило Корякин. Имя этого человека знакомо лишь редким историкам, изучающим наш бурный семнадцатый век, а между тем его биография достойна приключенческого романа. Бои на Дону с крымскими татарами, осада Смоленска (1633-34), взятие и оборона Азова (1637-1641), оборона Монастырского острова и Раздорского городка (1643) и, наконец, Конотопский поход (1659). Основные вехи его биографии установил питерский историк Олег Куц. Ниже приведем данные о необыкновенно яркой жизни донского атамана из статьи Олега: «Биографические сведения о донских атаманах, войсковых есаулах и войсковых дьяках второй трети XVII в».
[Spoiler (click to open)]Согласно челобитной Томилы Корякина, свою службу он начал ещё царю Василию Шуйскому в 1608 г. Известно, что в 20-30-е гг. XVII в. Корякин, вместе с другими донскими казаками, участвовал в «погромах» татарских отрядов на Дону «по перевозам и по перелазам, и по всяким приточным местам» (т.е. по переправам на степных реках, по которым татары ходили в набеги под русские города) и «отгромах» у них русских пленников. В числе других выехавших по призыву из Москвы донских и яицких казаков, он принял участие в Смоленской войне 1632-1634 гг. и в боях с поляками при осаде Смоленска. Затем его отряд стоял в Рославле, откуда Томило был послан в Москву с группой казаков, конвоировавших пятнадцать захваченных «языков». После окончания войны вместе с другими донцами Корякин был отправлен на береговую службу в Тулу, прослужив там несколько лет. В одном из боев с татарами в районе Ливен под Корякиным убили коня, при этом он сумел «над собою» убить двух татар. Об этой «службе» специально писалось в Москву. Затем Томило подал прошение о поселении его в г. Осколе (с каким социальным статусом - неясно), просьба его была удовлетворена. Будучи в Осколе, Корякин отпросился у воеводы К. Пущина для поездки на Дон с целью забрать оставшееся там имущество («прежнюю рухлядишку»). Приехав на Дон, Корякин застал сборы атамана М. Татарина с Войском в поход под Азов (весна 1637 г.). По-видимому, недолго раздумывая, Корякин присоединился к казакам. Он участвовал в осаде и взятии Азова, занимал пост войскового полковника и, как пишет он в своей челобитной, «государю служил и всякими промыслами промышлял» (имеется в виду «воинский промысел» - военные действия или мероприятия).
В 1638 г. Корякину пришлось оборонять Азов от крымского войска («первая осада»), а в 1641 г. защищать этот город от «великой силы», пришедшей сюда во главе с турецкими пашами и крымским ханом. При этом он снова был «войсковым полковником», и, как сообщается в челобитной, город от турок «держал, и всякими промыслы промышлял, и... на тех боях весь избит и изранен». Турки и крымцы не смогли отбить Азов у донских казаков, уйдя с позором от почти разрушенной крепости. В дальнейшем Корякин вновь оказывается втянутым в стремительный и кровавый водоворот событий, которыми характеризуется время начала 40-х гг. XVII в. на Дону. В 1643 г. он участвует в обороне от турок и крымцев Монастырского Острова - казачьего городка, куда был перенесен донской центр после оставления казаками Азова. Тогда этот городок «бусурманами» был взят и «розорен до основания», при этом сам Корякин «душею да телом» (т. е. потеряв имущество) вместе с другими казаками «ушел» в Раздорский городок (здесь возродился казачий центр), который, в свою очередь, вскоре также оказался осажденным «турскими людьми». Корякин вновь «сидел в осаде и всякую осадную нужу и скорбь терпел», пока, наконец, между казаками и турецким Азовом не был заключен хрупкий мир.
В ноябре 1643 г. Томило приехал в Москву с просьбой об испомещении. В своей челобитной Корякин рассказал о своей жизни и «службах». По его словам, он служил государю в казаках «на Руси и на Дону» тридцать пять лет. В Москве Корякин был поверстан поместным и денежным окладом в 500 четвертей и 20 рублей; в собственной челобитной и приказных документах он именуется станичным атаманом. В 1647 г. Корякин упоминается в качестве донского атамана в корпорации тульских верстанных донских и яицких кормовых казаков с поместным окладом в 550 четвертей и жалованием в 2 алтына на день. Как отметил Олег Куц, значительная часть жизни Корякина «прошла в сплошных военных приключениях».
От себя дополню: В ходе моей работы над книгой о Конотопской битве (1659) выяснилось, что Томило Корякин не закончил свою боевую деятельность в 1647 г. Именно он командовал отрядом из донских и яицких казаков входивших в состав армии князя Григория Ромодановского, принимавшим участие во всех сражениях на Украине в 1658-1659 гг. против изменника гетмана И. Выговского. В июне 1659 г. под началом Корякина было 250 чел. В боях под Конотопом его казаки потеряли 32 чел. убитыми. При отходе от Конотопа Корякин также отличился при отражении атак крымских татар и украинских казаков-выговцев на «отводном бою» и благополучно достиг Путивля. Вероятно, это была его последняя кампания, после которой он ушел на покой. Ведь общий стаж службы Корякина к этому времени составил 51 год (1608-1659) и в указанном году ему было около 70 лет!