В июне 1676 г. датская армия высадилась в Хельсингборге на юге Швеции и быстро стала продвигаться вперед. Целью короля Дании Кристиана V было возвращение скандинавских провинций Сконе, Блекинга и Халланда, которые были захвачены Швецией в 1658 г. Борьба за Сконе стала самым кровавым конфликтом между Данией и Швецией, позднее получившим название Сконской войны (1675-1679).
[Spoiler (click to open)]Самая южная провинция Швеции - Сконе (швед. Skåne, Скания) около 800 лет находилась под властью Дании и многие местные жители продолжали считать шведов оккупантами. Датский король обратился к жителям Сконе, призывая их взяться за оружие и помочь его армии. Отдельным офицерам были выданы патенты на формирование отрядов «вольных стрелков» - сконских партизан, которых щведы стали называть «снаппханерами». (Snapphanar (швед.), Snapphane (дат.) - разбойник). Стихийно возникшие отряды повстанцев действовали, используя партизанскую тактику, в некоторых случаях полностью самостоятельно, иногда опираясь на помощь датских кавалерийских отрядов. Чаще всего их вылазки представляли собой нападения на шведских фуражиров, уничтожение отставших от войска солдат или небольших отрядов.
Пожалуй, самой эффектной и результативной партизанской акцией снаппханеров стало нападение на шведский обоз в июле 1676 г.
В то время часть шведской армии находилась на севере Сконе. Ей не хватало припасов, и шведы стали отходить к Смоланду. К этому походу было собрано большое количество повозок с боеприпасами, палаткой шведского короля и воинской кассой с солдатским жалованьем. Обоз долго стоял у церкви в селе Лошульт (Loshult), рядом с границей провинции Смоланд. Датская армия находилась далеко на юге, в Ландскруне, поэтому шведы чувствовали себя здесь в полной безопасности. Обоз, состоявший из 250 телег, охраняли всего около 20 солдат.
Вскоре среди крестьян в округе распространилась весть, что королевская воинская казна в Лошульте стоит почти без охраны. Крестьяне послали гонцов в Ландскруну, чтобы получить помощь датской армии, и через несколько недель прибыл небольшой датский отряд, к которому присоединились 150 крестьян-снаппханеров из сёл Осби, Лошульт, Хястведы и Броби. Они решили атаковать обоз. Некоторые из нападавших были вооружены мушкетами и пистолетами, а других были только палки.
24 июля 1676 г. шведы, охранявшие обоз, были застигнуты врасплох. При первой атаке были убиты девять шведских солдат, после чего остальные бежали в Смоланд. Снаппханеры бросились к захваченным повозкам. В телегах оказались деньги в форме медных пластин (kobberplader) стоимостью 30 000 риксдалеров - ошеломляюще высокая сумма, которая сегодня была бы эквивалентна 70-80 миллионам шведских крон. В нынешних российских рублях это будет 657 млн. 600 тыс. руб. (из расчета 1 шведская крона 8,22 руб.). По моим расчетам, меди было где-то 150-180 тонн.
Стоит пояснить. В 1624 г. в Швеции началась чеканка первых медных монет. Они имели прямоугольную форму, необычную для монет, так как вырубались из предварительно отчеканенных полос меди. Это сильно упрощало и удешевляло процесс изготовления. Такие монеты не только обслуживали внутренний рынок королевства, но и поставлялись за рубеж. Из медных листов вырубались пластины подходящего размера. Пластины клеймились в четырёх углах штемпелями с королевской монограммой и годом чеканки, что препятствовало их обрезыванию. В центре наносился пятый оттиск, содержавший указание номинала. Поскольку медные монеты были больших номиналов, они имели впечатляющий вес, каждая такая «монета» - пластина весила примерно 19,7 кг. (Подробнее об этих деньгах можно прочитать в статье: Е. Ушанков «Эпоха медных денег: как появились самые тяжелые монеты в мире»).
Снаппханеры надежно спрятали медные пластины, закопав их в землю. Хотя, непонятно как можно было тайно спрятать такую «медную гору» и где? После окончания Сконской войны шведский король Карл XI попытался отследить судьбу своих медных денег, но удалось найти лишь несколько пластин. Отдельные снаппханеры, участвовавшие в нападении на обоз, были взяты в плен и приговорены к смертной казни за участие в ограблении, но все они позже были помилованы королем. В 1996 г. местные жители нашли 10 медных пластин к северу от Лошульта в лесу. После этого туда ринулись «охотники за сокровищами», которые копают там даже днем. Можно лишь предположить, что большая часть медных пластин была вырыта в том же году, сразу после нападения на обоз, но, не исключено, что часть их до сих пор лежит в земле. На стене церкви в Лошульте висит памятная доска, на которой написано об этом событии.
Если ранее шведы воспринимали снаппханеров исключительно как врагов, то в наше время появились публикации, освещавшие движение «вольных стрелков» с точки зрения местного сконского патриотизма. В них указывается на широкую народную поддержку движения, нарушение шведскими властями древнего самоуправления Сконе, произвол и жестокость в отношении его населения. Отражением этого нового героического образа «снаппханера», как защитника простых сконцев, стали памятники «вольным стрелкам» и туристические маршруты «дорогами «снаппханеров». В 2006 г. в Швеции был снят фильм о сконских партизанах: “Snapphanar” (в русском переводе: «Вольные стрелки»).