Картина И. К. Айвазовского «Десант Н. Н. Раевского в Субаши», 1839.
и отдохнул неделю на сочинском побережье. Далее речь пойдет не об отдыхе, а об одном историческом событии на нынешних курортах Черноморского побережья Кавказа, которые в прошлом считались местами гиблыми. Девятнадцатое столетие не мой период, но мимо этого я пройти не мог. Из статьи википедии «Айвазовский Иван Константинович»:
«Весной 1838 года художник отправился в Крым, где провёл два лета. Он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью, участвовал в военных действиях на побережье Черкесии, где, наблюдая с берега за высадкой десанта в долине реки Шахе, сделал наброски для картины «Десант отряда в долине Субаши», написанной позже по приглашению начальника Кавказской прибрежной линии генерала Н. Н. Раевского (младшего)».
Вот это да!
[Spoiler (click to open)] Дело в том, что весь берег моря от реки Шахе до речки Кодеш (ошибочно называемую русскими Субаши, ныне носит название Матросская Щель) был занят местными индейцами, которые готовились к кровавой битве и отражению русского десанта. Как позднее писали участники боя, на берегу виднелось значительное убыхское ополчение, причем в священной роще при устье реки «под вековыми деревьями человек 500 стояли на коленях и пред ними был мулла в белой чалме». Это молебствие убыхов, по справедливому замечанию Н.Н. Раевского «предвещало их решимость защищаться донельзя».
На фото - пляж у Субаши (Головинка), высадка производилась на дальнем плане.
Видать уважающие высокое искусство убыхи позволили тогда ещё молодому (21 год) художнику спокойно высадиться на дикий берег с мольбертом и красками, а затем запечатлеть в реальном времени высадку десанта с русских кораблей, предварительно ощутив на себе ураганный огонь своих же корабельных пушек.
Река Шахе выше по течению
А дело было так: Утром 3 мая 1839 года, когда рассеялся густой туман, русские корабли начали выстраиваться в боевой порядок. Эскадра Черноморского флота под командованием адмирала М.П. Лазарева вытянулась в три линии вдоль берега. Судя по рисунку диспозиции судов, в первой стояли слева направо: фрегат «Браилов», линейные корабли «Императрица Екатерина II», «Силистрия» (флагман), «Память Евстафия», «Адрианополь», «Султан Махмуд»; фрегат «Тенедос», корвет «Орест», фрегат «Агатополь». Во второй линии: яхта «Орианда», фрегат «Штандарт», бриг «Меркурий» и тендер «Легкий». В третьей: пароходы: «Северная звезда» и «Колхида», а также транспортные суда с десантными войсками под командованием генерала Н.Н. Раевского (всего около 6 тыс. чел.).
Айвазовский находился на борту флагмана «Силистрия», откуда и изобразил высадку у Субаши. Самая известная картина на эту тему помещена выше. На ней чётко видно, что он не мог рисовать с берега.
Есть другой вариант картины:
И третий вариант:
Видимо по этому рисунку автор статьи в википедии сделал вывод, что художник во время боя непосредственно находился на берегу (!). Интересно, во время бомбардировки он сидел с убыхами в одном окопе? Или, вооруженный кистью и красками, шел в первых рядах солдат и матросов? Судя по ракурсу Айвазовский был на стороне противника:) «Ужасное действие морской артиллерии принудило горцев оставить прибрежные окопы, коими они укрепили все пространство между устьями рек Субаши и Шахе», - писал Н.Н. Раевский. Вместе с тем генерал отмечал, что на достаточно близком расстоянии от берега горцы «нашли себе безопасное убежище за лесистыми возвышениями и в оврагах, идущих к реке Шахе, параллельно берегу моря».
Река Кодеш, она же - Субаши, она же - Матросская Щель
После окончания артиллерийского огня с кораблей десантным лодкам был подан сигнал к отплытию, и они в полном соответствии с планом, тут же тронулись к берегу. Десант с кораблей был атакован убыхами сразу же после его высадки, когда, по словам Раевского, «толпа горцев хлынула на равнину, лежащую между горою и густым лесом». Эту стремительную атаку участник событий Г.И. Филипсон в своих мемуарах описал следующим образом: «Неприятель двигался беглым шагом, но без суеты, не стреляя и с обнаженными шашками, вдоль полосы леса прямо на средину нашей линии». И далее: «Несколько картечных выстрелов не остановили горцев; они продолжали двигаться молча и не стреляя».
В конечном итоге, штыками и пушками атака убыхов была отражена. На месте боя русскими был основан форт Головинский, ныне - поселок Головинка.
Тем, кому интересно. Подробнее об этой баталии можно прочитать в статье историка из Адыгеи Азамата Альхаова, специализирующегося на теме Кавказской войны на Черноморском побережье:
Вывод, я полагаю, однозначный: третий рисунок со стороны берега, изображающий высадку русского десанта у Субаши, мог быть сделан только по окончании операции, когда этот берег уже был очищен от неприятеля и Айвазовский мог спокойно зарисовать высадку по рассказам непосредственных участников боя. Наблюдать с берега за высадкой десанта он не мог!