«Услышал король Баторий, что немцы побеждены, тут же прислал другого воеводу по имени Бурнамисса и иных многих храбрых воинов венгров, тоже с орудиями, приказав им: «Если не разорите монастыря того и находящихся в нем людей не уничтожите, то не возвращайтесь ко мне живыми».
(Повесть о Псково-Печерском монастыре)
В этом отрывке из повести об осаде Псково-Печерского монастыря (1581-1582) идет речь о прославленном венгерском полковнике Яноше Борнемиссе (Bornemissza), фамилия которого известна каждому венгру. Его бурная жизнь и военная деятельность впечатляет, но свою голову он потерял отнюдь не на войне. [Spoiler (click to open)] Янош Борнемисса был сыном другого, в наше время даже более известного участника обороны замка Эгер от турок (1552), Гергея Борнемиссы, ставшего главным героем исторического романа Гезы Гардони «Звезды Эгера», по которому в 1968 г. был снят популярный в свое время фильм.
Отец и сын были хорошими артиллеристами и военными инженерами, отличившись в различных войнах той эпохи. Гергей Борнемисса (1526 - 1555) был венгерским офицером. В основном он известен своей ролью специалиста по взрывчатым веществам при обороне от турок Эгера (1552). После окончания осады Гергей был назначен комендантом Эгерского замка. В 1554 г. он был схвачен турками и казнен через повешение в Константинополе после того, как отказался раскрыть секреты обороны Эгера. Благодаря историческому роману Гергей стал национальным героем Венгрии.
Имя его сына, Яноша Борнемиссы, впервые появляется в источниках в 1567 г., когда он, будучи солдатом, воевал в Венгрии в составе войск, возглавляемых знаменитым генералом императорской армии Лазарусом Швенди (Schwendi) и полковником Симоном Форгачом. Известно, что в январе 1567 г. Борнемисса сражался при осаде Садвара (Szádvárnál), когда войска Швенди отбили этот замок у Дьёрдя Бебека. В феврале 1567 г. Янош воевал под стенами замка Мункач (Munkács - нынешний Мукачево), против трансильванского князя Яноша Сигизмунда Запольяи. Мункач сдался армии Швенди после пятидневной осады.
Дринапольский мирный договор (1568) прекратил войну Империи с Турцией и Борнемисса поступил на службу к правителю Трансильвании Стефану Баторию. После избрания Батория королем Речи Посполитой в 1576 г., Борнемисса, уже как полковник, принял участие в шестимесячной осаде Данцига (1577). Затем, в течение трех лет, с 1579 по 1581 гг., на службе у короля Стефана Батория, он воевал против России. В 1579 г. Янош Борнемисса принял участие во взятии Полоцка. В ходе осады он соорудил мост через реку Полоту между двумя осадными лагерями королевского войска. В начале августа 1580 г. Янош командовал венграми при взятии Велижа, стреляя по крепости калеными ядрами. Затем он руководил артиллерией при осаде Великих Лук, где едва не попал в плен. 28 августа, по поручению короля, Борнемисса объезжал крепость, осматривая, где удобнее начать осадные работы. Внезапно полковник встретил русских, которые напали на него, сорвали с него епанчу, отороченную мехом, стреляли в него, но ему удалось спастись. После этого случая он кричал русским, чтобы они хорошенько берегли его шубу, потому что он сам скоро явится за нею в крепость. По словам Р. Гейденштейна, Борнемисса, «отличавшийся необыкновенной храбростью, принужден был спасаться бегством, бросивши свою одежду, так как неприятель наложил на него в толпе руки, а конь его завяз в трясине».
После падения Великих Лук король отправил Борнемиссу с 700 венгерскими пехотинцами для взятия Невеля. Напротив замка, Борнемисса построил рядом с крепостным валом осадное сооружение - передвижную башню, начал разрушать стены стрельбой из четырех орудий, которые он привез с собой. Когда защитники крепости попытались вырваться через открытые ворота, Борнемисса призвал своих солдат к оружию, сам направился с саблей к противнику и вступил в бой. Под натиском венгров русским пришлось отступить в замок. По некоторым данным, Борнемисса сделал подземную галерею, позволяющую солдатам пройти подо рвом с водой в замок, его люди проникли в город, а затем подожгли башню. Согласно разрядной книге: «А воевода на Невле был Меншой Григорьев сын Колычов да Иван Бибиков Кривой, да (Степан) Бобров. И их всех поимали живых. А как у Невля городовую стену пробили из наряду и зажгли, и они и здались». Невель был взят 29 сентября 1580 г.
При осаде Пскова в 1581 г. Янош Борнемисса снова был командующим артиллерией (főtűzmester) венгров в войске короля Стефана Батория. Осада поляками Пскова шла без успеха. Ей сильно мешал расположенный в 50 километрах от города Псково-Печерский монастырь. Стрельцы в монастыре под началом головы Юрия Нечаева перехватывали отряды фуражиров врага, обозы с оружием, порохом и провиантом. Король Стефан Баторий поручил командиру немецкой пехоты Георгу Фаренсбаху (кстати, герою битвы при Молодях) захватить досаждавший ему монастырь. Фаренсбах осадил Печоры 29 октября, но не мог взять мощную крепость. Ему противостояли 200 стрельцов и монахи. Осадный голова Нечаев решил оборонять Печерский монастырь «до последней крайности». Обитель окружали каменные башни и стены высотой 11 и толщиной 4 метра. Немцы по правилам военного искусства повели траншеи, соорудили «брешь батарею» и, разрушив часть стены, 5 ноября бросились на штурм. Их встретили залпами в упор из пищалей. Пока стрельцы вели огонь, стоявшие позади монахи заряжали оружие и передавали его в передние ряды. Тем не менее, дело дошло до рукопашной схватки, и тогда иноки принесли к пролому главную монастырскую святыню - древнюю икону Успения Божией Матери. Она вдохновила защитников. Битва продолжалась до глубокой ночи, и приступ был отражен. Король направил на помощь немцам 500 чел. венгерской пехоты во главе с Борнемиссой. Согласно повести об осаде, «тот воевода, придя с венграми, поставил четыре пушки на новых местах, а немцы стояли на прежнем месте со своими тремя пушками. И били они по крепости в двух местах два дня. И когда разбили стену до земли, то, вооружившись, пошли все вместе, венгры и немцы, к местам пролома, полагая, что некому против них стоять...». Подошедшие венгры расширили пролом в разрушенной крепостной стене. Однако осаждающим недоставало единства действий и, когда немцы пошли второй раз на штурм (14 ноября), венгры остались на месте. Когда немецкая атака захлебнулась, на приступ пошли венгры и тоже потерпели полную неудачу. Секретарь походной канцелярии Батория ксендз Станислав Пиотровский записал в своем дневнике: «Борнемисса с венграми и Фаренсбек с немцами не могут никак совладать с Печорским монастырем: было два штурма, и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше и ни с места. Это удивляет всех, одни говорят, что святое место, другие - что заколдованное, но, во всяком случае, подвиги монахов достойны удивления». Согласно повести об осаде монастыря, «стояли венгры и немцы около монастыря два месяца и пять дней, поставив стражей и не давая никому ни из монастыря выйти, ни в монастырь войти, и прибегали к всяческим хитростям и угрозами пугали, если мы им монастыря не отдадим». Не сумев штурмом взять монастырь, Фаренсбах и Борнемисса простояли под стенами монастыря вплоть до заключения мира 15 января 1582 г. между Россией и Речью Посполитой.
Псково-Печерский монастырь
После смерти польского короля Стефана Батория в 1586 г., когда эрцгерцог Максимилиан Габсбург и Сигизмунд Ваза, сын короля Швеции, боролись за корону, князь Трансильвании Сигизмунд Баторий (племянник короля Стефана) послал 400 всадников на помощь Сигизмунду. Одним из командиров этого отряда был Янош Борнемисса, сыгравший важную роль в битве при Бычине (1588), закончившейся поражением Максимилиана.
Весной 1594 г. Сигизмунд Баторий отправил Борнемиссу на помощь императору Рудольфу II в войне против турок. Борнемисса принял участие в битве при Хатване-Турай (Hatvani-Turai), которая произошла 1 мая 1594 г., где войска под началом Симона Форгача разбили османов Хасана-паши Будинского. Дело было так: венгерская армия под командованием Форгача, собравшаяся у пограничных замков Кошице, Токай, Диошдьёр и Эгер, столкнулась с 10-тысячной турецкой армией, посланной для спасения замка Хатван. Примерно через два часа ожесточенных боев, когда результат сражения не был очевидным, османский командующий Хасан-паша получил тяжелое ранение. Венгерская артиллерия стала обстреливать колеблющуюся турецкую армию. Оставшиеся без предводителя турецкие силы бежали в Пешт, оставив 3000 убитых на поле боя. Заметив приближение другой османской армии Синан-паши, венгры отказались от осады Хатвана и отступили в Токай.
Сигизмунд Баторий, князь Трансильвании
1594 год стал роковым в жизни Яноша Борнемиссы. Против трансильванского князя Сигизмунда Батория возникла оппозиция, в которой приняли участие даже его родственники во главе с Шандором Кенди (Kendi). Противники Сигизмунда не хотели союза с Габсбургами и относились к «турецкой партии», выступающей за мир с Османской империей. Они считали, что Рудольф II не гарантирует безопасность Трансильвании, в то время как под защитой султана страна будет жить спокойно. Среди оппозиционеров был и Янош Борнемисса. Тринадцать заговорщиков, протестовавших против разрыва с султаном, были схвачены 26 августа 1594 г. во дворце Сигизмунда Батория в Колошваре (Клуж-Напока). Большинство из них были казнены, в том числе двоюродный брат князя - Бальтазар Баторий. Схваченного Яноша Борнемиссу отвезли в замок Гялуй (Gyalui), где 12 сентября 1594 г. он был удавлен веревкой (kötél által kivégezték). Перед казнью он спел похоронную песню.
Читающие спросят: причем тут «зубы дракона»? «Зубы дракона» были гербом рода Батори (Баториев). По иронии судьбы, один Баторий - Стефан, высоко возвысил Яноша Борнемиссу, а другой Баторий - Сигизмунд, лишил его жизни.