В Свердловском областном краеведческом музее хранится рейтарский шлем XVII в., известный как «Шлем Илигея». Согласно легенде, он является подарком татарина Илигея в знак примирения св. Далмату Исетскому, основателю Далматовского Успенского монастыря (г. Долматово Курганской области). Легенда, как часто бывает, не имеет ничего общего с действительностью. Появление шлема в монастыре связано с пребыванием на р. Исети отряда полковника Дмитрия Полуектова, когда Далматовский монастырь в период Башкирского восстания 1662-1664 годов принял удары с юга и был перевалочной базой для походов на Южный Урал. Это мог быть шлем раненого или убитого воина, который был оставлен в монастыре на помин души. Шлем имеет железную полусферическую тулью со следами боевых повреждений.
Царское правительство, заинтересованное в калмыках как в вооруженной силе в борьбе с Крымом, перестало поддерживать башкир в их войне с калмыками. Это и стало поводом к восстанию в 1662 г. Москве пришлось бороться с башкирскими набегами на калмыцкие улусы, в ответ башкиры были готовы вступить в подданство крымского хана.
Несомненно, подлинным героем этой военной кампании стал рейтарский полковник Дмитрий Полуехтов, о боях и походах которого можно снять захватывающий историко-приключенческий вестерн истерн на фоне горных красот Южного Урала. И вообще, чем наш «генерал Кастер» хуже американского? Про того субъекта сняли двадцать (!) фильмов, а про нашего - ни одного. Причем наш действовал гораздо успешнее против местных «индейцев» и не погиб так глупо, как распиаренный и недалекий ковбой.
Кто же он такой, этот полковник Полуехтов, и что мы о нем знаем?
[Spoiler (click to open)] Первые сведения о нем удалось обнаружить в «Списке рейтарского строю… обеим тысячам» 1653 г., где Дмитрий Ильин сын Полуехтов указан среди жильцов, служащих в рейтарах, т.е. он входил в число первых рейтар в России в правление царя Алексея Михайловича, той самой "офицерской школы", из которой вышли многие полковники и даже генералы. В 1654 г. Полуехтов уже был поручиком в рейтарском полку Лоренца Мартота, и следовательно, участвовал в Литовском походе армии кн. А.Н. Трубецкого, штурме Мстиславля и битве при Шепелевичах. В 1655 г. указанным рейтарским полком командовал Роман Франсбеков, с которым Полуехтов ходил к Слуцку и Клецку, снова сражаясь с литовскими отрядами. В 1656 г., предположительно, Полуехтов принимал участие в русско-шведской войне и осаде Дерпта (Тарту). В Боярской книге 1658 г. он значится как московский дворянин, служащий в рейтарском строю. Вероятно в том же году он стал ротмистром. По царскому указу от 28 февраля 1659 г. ротмистр Полуехтов был послан в Сибирь для обучения рейтар и солдат, набранных в Тюмени, Туринске и Верхотурье.
В октябре 1662 г., уже как полковник, Дмитрий Полуехтов направлен из Тобольска в зауральские слободы для войны против башкир. Его рейтары и солдаты проходили через Долматов монастырь, часть из них были оставлены для защиты обители. Зимой 1662/63 Полуехтов разбил башкир в бою у озера Иртяш. После смерти предводителя башкир Сары Мергена, восставших возглавил царевич Кучук, правнук сибирского хана Кучума, мечтавший о возрождении Сибирского ханства. К башкирам присоединились сибирские татары. В июле 1663 г. отряд Полуехтова освободил от осады Невьянский острог и стал преследовать Кучука. В стычках с башкирами рейтары понесли большой урон в лошадях. Полуехтов обосновался в Киргинской слободе. 9 октября 1663 г. сибирские татары и башкиры напали на эту слободу. Полковник выступил навстречу и дал бой на речке Березовке у д. Зверево (15-20 км южнее Киргинской слободы). Русские были разбиты превосходящими силами противника, потери составили 20 рейтар убитыми и 6 ранеными. Сам Полуехтов был трижды ранен, отозван в Тобольск, временно его сменил подполковник Василий Бланк. В марте 1664 г. полковник Дмитрий Полуехтов снова возглавил поход против кочевий зауральских башкир. В мае 1664 г. произошла битва у озера Чарги (верховья реки Миасс), в которой башкиры были разгромлены и их предводитель Урасланбек убит. Кучук и его братья бежали за р. Яик. Разгром кочевий зауральских башкир Д. Полуехтовым и примирительные меры правительства привели к прекращению башкирского восстания весной 1664 г. Лишь Кучук продолжал сопротивление и совершал набеги на сибирские города и слободы. Летом 1665 г. Кучук вновь совершил набег на Киргинскую слободу, Полуехтов отбил это нападение и царевич бежал в степь. В 1666 г. Полуехтов находился в Киргинской слободе и подал челобитную с просьбой «отставить» его от сибирской службы, поскольку «многажды ранен лучными раны и копейные, и от тех многих тяжелых ран… увечен». Сибирский приказ удовлетворил его просьбу. 9 марта 1667 г. Полуехтов навсегда покинул Тобольск и выехал в Москву.
Реконструкция.
Весной 1669 г. Полуектов был назначен головой московских стрельцов, а в сентябре того же года и послан в Астрахань. Казалось, что ещё нужно человеку, чтобы спокойно встретить старость… Но судьба распорядилась иначе. В июне 1670 г., после захвата Астрахани казаками Стеньки Разина, Полуехтов был убит восставшими. «Головы московских стрельцов и московские стрельцы с ними, ворами, бились долгое время со всяким дородством и храбростью».
Для кого-то «шлем Илигея» - это священная реликвия, но для любителей русской военной истории XVII века - ценнейший экземпляр «Эпохи рейтарских полков». Причем это не безликий артефакт, а вещь, явно принадлежащая одному из начальных людей или рейтар полка Дмитрия Полуехтова. Их славный боевой путь, достойный кинематографа, мы можем проследить по сохранившимся источникам (см. карту).