Лыжная рать под Суздалем и Дмитровом

Oct 22, 2024 19:44




В сборнике документов, составленном Н.В. Эйльбарт, есть любопытное сочинение неизвестного польского автора под названием: «Краткий ход завоевания Московии его милостью паном Яном Петром Сапегой, старостой усвятским».
Во как, староста усвятский всю Московию завоевал, а мы и не знали :)

В этом опусе неоднократно упоминаются русские лыжники, причем численность их фантастическая.
Так, согласно автору, в 1609 г. Суздаль атаковало 34 тысячи лыжников, под Дмитровом было 60 тысяч лыжников, а ещё у царя Василия Шуйского было 30 тысяч янычар.
Но, поляки, разумеется, всех победили, послав против них ... пару конных хоругвей.
Ниже даю фрагмент «Завоевания Московии».

[Spoiler (click to open)]«… Его милость [Сапега] имел по всей Московской Украине своих шпионов и где войска бунтовали, посылал на них свои части и громил [изменников]. К городу Суздалю в тридцати милях от лагеря приступило войско: лыжников тридцать четыре тысячи, конницы шесть тысяч. Он послал [на него] из своего войска две хоругви - пана Войцеха Девялтовского и другую, пана Александра Колецкого, и немногочисленную челядь из полка пана Стравинского. С помощью Божьей разбили это войско чуть ли не до единого накануне Рождества.
Потом после Пасхи к тому же Суздалю пришло московского общего войска с пограничья - янычар тридцать тысяч, на коих [Сапега] выслал полк пана Стравинского, после чего перебили всех суздальцев и захватили все знамена, [а] оставшиеся, то есть восемь хоругвей, сдались…

… Понтус  [Яков Делагарди] все ближе подступал к нашему войску, имея немецкого войска двенадцать тысяч, московского 80 тысяч… Вышел отряд за Волгу против Понтуса - две части войска со знаменами и со всей челядью, а Понтус тем временем с большими силами ночью подступил к Дмитрову с другого бока и порубил острог. Переодевшись в чужеземного солдата, его милость с сотней коней ворвался в [неприятельский] лагерь из засады и, оставив [позади] деревья (перешедши лес) и оставив ружья, долго с ними сражался ручным оружием. И в такой свалке видя, что с ним осталось едва полтора десятка наших, он начал уходить через засаду и по милости Божьей ушел невредим с одним товарищем (за которым было пустилось войско до вала Дмитрова). Мало того, наутро к валу под Дмитров подступило все войско [Понтуса], не ожидая коих его милость вышел против них с хоругвями, в которых было лишь по нескольку десятков[человек] и [по] полтора десятка коней, а неп[рия]тельского 10 тысяч, и немецкого, московского на лыжах 60 тысяч, конницы 20 тысяч. А когда из немецкого войска ударили из одной пушки, убит один товарищ пан Зенкевич, засим войско было вынуждено отступить к валам, за ним подступили [враги] со знаменами: почти к самым воротам [подошли] немцы и копейщики, а к валу лыжники. На них выехал из ворот с более чем сотней конницы его милость пан Сапега и, порубив их немало, невредимым ушел со своими назад…».

Противники России, Смутное время

Previous post Next post
Up