В 1600 г. пограничная венгерская крепость Канижа (ныне - Надьканижа) находилась во владении австрийских Габсбургов. Канижа имела стратегическое значение для Империи, а подданные Рудольфа II называли её «ключом Германии» и «великим утешением немцев». Крепость была краеугольным камнем обороны всей юго-западной границы.
В сентябре 1598 г. комендантом этой пограничной крепости был назначен барон Георг фон Парадайзер (Paradeiser), представитель знатного протестантского рода из Каринтии. Он сразу стал просить императора об усилении укреплений, увеличении гарнизона и продовольственных запасов. Когда в мае 1600 г. турецкая армия выступила в новый поход, в распоряжении Парадайзера было всего 160 человек.
[Spoiler (click to open)]С 1554 г. в Каниже были проведены фортификационные работы, которые позволили усилить её оборонительные возможности. Возведением укреплений руководил итальянский военный инженер Пьетро Феррабоско. Город при нем разделили на внутренний, средний и внешний замки. Камня не хватало для строительства, поэтому бастионы внешнего города (замка) в основном строили из земли. Искусственно запруженное болотистое место хорошо защищало крепость со всех сторон. Однако, к концу XVI столетия укрепления Канижи уже нуждались в ремонте.
Канижа в XVI веке. Рисунок с венгерского сайта.
Уже в ходе начавшейся кампании главной целью османы выбрали Канижу. Захватом города султан хотел лишить Габсбургов плацдарма на юго-западе Венгрии. Обладание Канижей позволяло туркам развивать наступление на Хорватию, западную Венгрию и южную Штирию.
В конце августа 1600 г. великий визирь Дамад Ибрагим-паша с большой армией осадил Канижу. В то время гарнизон крепости насчитывал примерно 3000 чел., большей частью венгров и хорватов. На валах и бастионах стояло 76 орудий. Труднодоступное расположение города на острове посреди болота усложняло осаду, но позволило османам полностью отрезать гарнизон от снабжения. 11 сентября турки возвели батареи и стали обстреливать Канижу из осадных орудий. 16 сентября со стороны Рааба к городу приблизилась деблокирующая имперская армия под началом герцога Филиппа Эммануэля де Меркёра, которая 7 октября завязала бои с осаждающими. Османам даже пришлось снять осаду, но через три дня они смогли возобновить её. Мелкие стычки не привели к большому бою и Меркёр, не рискнув дать генеральную битву, отступил в ночь на 11 октября.
Герцог де Меркёр
Тогда же крепости произошел взрыв порохового погреба, уничтоживший запасы пороха. Продовольствие стало подходить к концу. Солдаты гарнизона Канижи, осознав безнадежность своего положения, не желали далее сопротивляться и потребовали от Парадайзера сдать крепость туркам. Он отказался, но мятежники угрожали ему убийством. Когда за венграми и хорватами взбунтовались немецкие солдаты, коменданту пришлось подчиниться. 20 октября 1600 г., после 40 дней осады, крепость была сдана туркам.
Падение Канижи вызвало величайшее смятение и негодование во всем христианском мире. Чтобы избежать обвинений свой адрес, имперское правительство сделало Парадайзера виновным и предало его военному трибуналу. Все ходатайства о помиловании остались без ответа. Попытка побега из тюрьмы, которую предпринял Парадайзер в одежде шута, не удалась.
В апреле 1601 г. он был признан виновным в государственной измене. 19 октября в Вене состоялась казнь. Сначала Парадайзеру отрубили правую руку (видимо за то, что отдал ею ключи от города), а затем голову.
Канижа стала новой османской провинцией (четвертым вилайетом) в завоеванной Венгрии и находилась во власти турок до 1690 г. Вину за потерю этого города следовало бы возложить на императорский двор Рудольфа II, не сумевшего собрать армию, способную отбросить врага от Канижи. Свою роль сыграла и нерешительность имперского полководца герцога де Меркёра, бросившего гарнизон на произвол судьбы. Но, как это не раз бывало, «козлом отпущения» стал главный защитник крепости.