Солдатенков Борис Павлович (1917-1941?) В День Победы 9 мая мы вспоминаем всех павших в Великой Отечественной войне. Одни погибли, когда наша армия уже шла к Берлину, зная, что победа близка и неотвратима. Другие пали в начале войны. В первые дни, в первые её месяцы. Они не дожили до победного наступления советских войск, не узнав, как и когда закончилась так трагически начавшаяся лично для них война. Несмотря на эту страшную неизвестность, серию тяжелых поражений, отступление, окружения, обиду и боль, они сделали всё, что было в их силах, чтобы приблизить нашу Победу. Победу, о которой они так и не узнали.
На фото родной брат моей бабушки. В присланном в начале июня 1941 г. письме накануне нападения фашистов он писал, что служит в танковой части в Барановичах (Белоруссия). Больше известий о нем не было. До настоящего времени числится пропавшим без вести. С учетом ныне имеющейся информации попытался понять, как он встретил начало войны. Картина вышла весьма удручающая…
[Spoiler (click to open)]Согласно документам, в июне 1941 г. в Барановичах стоял 17-й механизированный корпус РККА. Формирование корпуса начато в Белорусском военном округе в начале 1941 г. Завершить его формирование планировалось лишь в 1942 г. В корпусе числились 27-я и 36-я танковые дивизии. Однако, танковыми они были только по названию. Вероятно, рядовой Б.П. Солдатенков служил в одной из них.
27-я танковая дивизия На 22 июня 1941 г. дислоцировалась в Новогрудке. Состав: один танк БТ-5 и четыре бронемашины. Примерно треть личного состава (3000 из 9000 чел.) имела на вооружении винтовки, у остальных даже этого оружия не было. Боеприпасов и транспорта практически не было. 26 июня занимавшие оборону западнее Барановичей бойцы дивизии попали под удар немецких танковых частей и были рассеяны. Остатки дивизии начали отход в направлении Столбцов, в местечко Мир (18 километров западнее Столбцов), где находилось командование корпусом. Однако, командования корпусом обнаружено не было, и дивизия, подвергаясь обстрелам, вышла к Узде. К тому времени она уже не представляла собой цельного соединения: даже командный состав дивизии был рассеян (так, командир дивизии с группой бойцов вышел к своим в конце июля 1941 г. в Смоленской области). Разрозненные остатки дивизии собирались её комиссаром в Узде и перенаправлялись в Пуховичи, а затем в направлении Борисова.
36-я танковая дивизия На 22 июня 1941 года дислоцировалась в Несвиже. Состав: 11 учебных танков (Т-37/38/40) и некоторое количество бронемашин. Боеприпасов и транспорта практически не было. О действиях дивизии известно очень мало. По-видимому, дивизия силами личного состава, имеющего личное оружие, вела 25-26 июня бои за Барановичи, затем отступала на восток, задержав на некоторое время наступление противника у Столбцов. Часть личного состава, избежав окружения, разрозненными группами вышла к своим в июле 1941 г. в Смоленской области.
Таким образом, 26 июня 1941 г., не окончив формирования, 17-й мехкорпус, без танков, боеприпасов и, частью даже без личного оружия, был без труда уничтожен наступающими немецкими частями. Для кого-то война начиналась именно так … Скорее всего, Борис Павлович погиб в эти первые пять дней после начала войны. Но, возможно, попал в плен, из которого уже не вернулся живым. В 1941 г. ему было 24 года.