Портрет Рудольфа II в образе Вертумна. Худ. Дж.Арчимбольдо. Ок. 1590 г.
«Прага, неблагодарная Прага… Я тебя прославил, а теперь ты выгоняешь меня, своего благодетеля. Пусть тебя постигнет возмездие, пусть проклятие падет на тебя и на всю чешскую нацию!» Император Рудольф II (1611 г.) Прочитал книгу британского историка Питера Маршалла «Магический круг Рудольфа II. Алхимия и астрология в Праге эпохи возрождения» (2023). Ни алхимия, ни астрология меня никогда не занимали. Астрологию, кстати, комиссия по борьбе с лженаукой при президиуме РАН наконец-то официально признала лженаукой. В то же время шарлатаны-астрологи из наших утренних новостных передач никуда не исчезли… Моё внимание к данной книге вызвано интересом к главной фигуре повествования, а именно: императору Священной Римской империи Рудольфу II Габсбургу (1576-1612) и его правлению. Читающие мой журнал знают, что Долгая война Рудольфа с османами одна из тем, которые всегда привлекали моё внимание. Да и потом, в отечественной литературе фактически нет исследований, посвященных этому правителю, «чародею и алхимику», под конец жизни ставшему едва ли не сумасшедшим.
[Spoiler (click to open)] Маршалл довольно подробно освещает его биографию, называя одним из «величайших персонажей истории». Меценат и коллекционер, Рудольф тратил огромные деньги на приобретение различных ценных предметов искусства (прежде всего картин великих художников, которые он мог рассматривать часами), не жалел средств для научных опытов, а также собрал при дворе самых известных художников, философов, астрономов и алхимиков. Стремясь постичь глубочайшие тайны природы, Рудольф пригласил ко двору много гениев ― датского астронома Тихо Браге, немецкого математика и астронома Иоганна Кеплера, английских алхимиков: Джона Ди и Эдварда Келли, художников: Бартоломеуса Спрангера, Ханса фон Аахена, Джузеппе Арчимбольдо и других.
Рудольф II в окружении ученых. Худ. В. Брожик
С 1583 г. Рудольф покинул Вену и постоянно жил в Праге, превратив город в столицу империи и крупнейший культурный центр Европы своего времени. Несмотря на достаточно длительное правление (35 лет) и «Долгую» войну с османами 1593-1606 гг., император мало интересовался государственными делами, ― вся его энергия была сосредоточена на пополнении своей коллекции и на оккультных науках (астрологии и алхимии). Рудольф был одержим идеей поиска Философского камня, который делал человека бессмертным. В то же время его покровительство известным ученым способствовало подготовке научной революции XVII века, позволив многим великим умам процветать в атмосфере свободы и творчества. Так, например, благодаря покровительству Рудольфа была создана такая основополагающая научная работа, как «Новая астрономия» Кеплера (причем Кеплер получал свою зарплату не столько за научные исследования, сколько за составление гороскопов императору) В книге представлены яркие портреты Рудольфа и людей, входивших в его «магический круг». Большая часть текста посвящена тому, что более всего интересовало императора: искусству, науке и магии. Политический аспект правления Рудольфа обсуждается только в последних нескольких главах. Там же автор пишет о казни лучшего полководца и самого верного подданного - Германа Кристофа Руссворма, называя его «единственным щитом» императора, о котором я писал ранее:
В заключение сообщается о печальной судьбе бесценной коллекции произведений искусств после смерти Рудольфа. Часть картин вывез из Праги в Вену уже его брат Маттиас, часть - продали купцам восставшие против Империи чехи. После битвы при Белой горе (1620 г.) Максимилиан Баварский отправил в Мюнхен 1500 телег с трофеями из Праги. В 1631 г. саксонцы, заняв город, вывезли ещё 50 повозок с ценностями. Несмотря на это в описи 1631 г. ещё числилось 600 картин. Ну а в 1648 г. захватившие Пражский Град шведы разграбили почти всё, что осталось от уникальной коллекции императора. В результате 427 ценнейших полотен оказались в Стокгольме и до сего времени находятся там. В 1782 г. император Иосиф II распродал оставшуюся часть коллекции по частям частным лицам. В итоге Прага навсегда лишилась уникальной бесценной коллекции. Может это разграбление и есть сбывшееся проклятие Рудольфа?