Leave a comment

av_captain July 27 2023, 21:48:55 UTC

Но тогда и никакого упущения шанса не было, за неимением онного.

Ну да, по моему мнению, исходя из общей непростой для России военно-политической ситуации на юге, со шведами в 1676-1677 гг. у нас реально не было большого, уникального, шанса на выгодную стратегическую игру. И в то же время, небольшой шанс дипломатически сильно напугать и "прогнуть шведов", чья военная ситуация тогда была намного хуже нашей, у нас в 1676 году был. Другое дело, что шведы наш наступательный блеф смогли быстро просчитать, и на него не поддались.

Хотя в принципе, если бы мы все же вступили в войну со шведами в 1676 году (самом плохом и неудачном для них на европейских фронтах), то сил Новгородского разрядного полка (при поддержке 3-4 рейтарских и стрелецких полков из Москвы) для локальной и узкой задачи - отбить у шведов слабо защищенные земли Ингерманландии - должно было хватить с лихвой. При условии, конечно, что мы демонстративно оставили бы часть войск на границах Лифляндии и Эстляндии, чтобы держать там в напряжении местный корпус шведских войск.

Другое дело, что неизбежно начавшийся в 1677 году Чигиринский поход все равно быстро бы заставил нас свернуть военный конфликт со шведами, мы две войны не потянули бы даже финансово, скорее всего. А быстро замириться с турками и крымцами на юге в 1676 году, как Вы предложили, шансов тоже практически не было. В этом году мы, взяв Чигирин, наконец-то, избавились от многолетней региональной проблемы в лице псевдо-гетмана и османского вассала П. Дорошенко. Сделать это было жизненно необходимо и важно, Дорошенко был источником постоянных проблем и напряжений на Украине, хотя это неизбежно вело нас к новому прямому конфликту с османской армией. Османов судьба плененного русскими Дорошенко волновала мало, но вот отдавать России без боя земли части правобережной Украины, которые они уже быстро привыкли считать своими, турки точно не собирались.

Reply


Leave a comment

Up