И ещё хочу затронуть взаимоотношение «демократии», «индивидуализма» и «равенства», так как эта тема очень часто всплывает опять-таки в качестве критики якобы всего либерального, индивидуалистического на примере США или стран Западной Европы.
Следует сразу сказать, что истинный индивидуализм не является эгалитарным в современном смысле слова. Нет никаких причин пытаться делать всех людей равными - в отличие от того, чтобы обращаться с ними как с равными.
Подлинный индивидуализм глубоко враждебен любым предписанным привилегиям, всякой защите - будь то законом или силой - любых прав, не основанных на правилах, равно применимых ко всем людям.
Индивидуализм (и либерализм) отказывает также правительству в праве накладывать ограничения на то, чего может достичь талантливый или удачливый человек. Он равно враждебен любым попыткам жестко ограничивать положение, которого могут достигать индивиды - независимо от того, используется при этом власть для увековечения неравенства или для создания равенства. Его главный принцип заключается в том, что ни один человек или группа людей не должны обладать властью решать, каков должен быть статус другого человека. Это является настолько существенным и очевидным условием свободы, что им недопустимо жертвовать для удовлетворения нашего чувства справедливости (всегда субъективного) или нашей зависти.
По поводу равенства от приверженцев социализма ещё часто можно услышать, что равенство результатов - это, конечно, не комильфо, но вот равенство возможностей государство обязано обеспечить.
С точки зрения индивидуализма не может и не должно существовать никакого оправдания даже тому, чтобы заставлять всех индивидов начинать с одних и тех же стартовых позиций. И не давать им пользоваться теми преимуществами, которые они ничем не заработали (например, появление на свет от конкретных родителей - более богатых, чем иные). В этом индивидуализм действительно менее "индивидуалистичен", чем социализм, поскольку считает семью и все присущие ей отношения и особенности столь же легитимной единицей, как и индивида.
Это верно и в отношении иных групп, как, например, языковые или религиозные общины, которым совместными усилиями удается в течение долгого времени сохранять для своих членов материальные или моральные стандарты, до которых далеко остальному населению. Нет и не может быть легального основания отобрать у них «излишки» и отдать «страждущим».
Индивидуализм учит нас, что общество - это нечто более великое, чем человек, только пока оно свободно.
Если же современное мышление, в своей самонадеянности не относящееся с уважением ни к чему, что не контролируется сознательно индивидуальным разумом, не поймёт, где надо остановиться, мы можем, как предупреждал Эдмунд Бёрк, "быть совершенно уверены, что все вокруг нас будет постепенно приходить в упадок, пока наконец наши дела и интересы не сморщатся до размеров наших мозгов".
"Истинно демократический принцип, что никто не должен властвовать над народом, означает, что никто не сможет ограничить его власть или уклониться от нее. Истинно демократический принцип, что народ не должен принуждаться делать то, что ему не нравится, означает, что ему никогда не придется терпеть то, что ему не нравится. Истинно демократический принцип, что воля каждого человека должна быть освобождена от оков настолько, насколько возможно, означает, что свободная воля всего народа не будет скована ничем"
Лорд Актон
продолжение