Диснейленд всем хорош и пригож, только вот находится он в тридевятом царстве. Ближайший - в Марн-Ля-Вале, что под Парижем. Его младшие братья украшают избранные российские парки. В них тоже живет праздник, но праздник этот, конечно, не того роста. В детстве нужно так, чтобы до небес, а небеса эти в алмазах и прочих самоцветах.
Значит, нашим детям настоящих праздников не видать? Видать, конечно. И за ними далеко ходить не нужно. Открыла мама книжку со сказками, и вот они, россыпью: лешие, водяные, бабки в ступах, емели на печах и принцессы при очах.
Правда, этот праздник какой-то не такой. Для него есть условия. Это специальное воображение и специальная улыбчивая мама. Тупик? Нисколько. Потому что все-таки есть она, золотая середина.
Волшебное решение называется Новый Год. Или летний его вариант под названием Праздник Нептуна. Или… Или удивительное действо под названием представление в Музее русской сказки. Что регулярно дают в поселке Кировец, соседствующим с городом Волжский Волгоградской области.
Кому-то мимо, а нам в сказку
Если бы этого «музея» не было, его обязательно бы придумали. Но нам повезло, он уже есть и придумала его наша современница и землячка Татьяна Павлова. Она увидела в Анапе некую «сказочную тропу», вдохновилась, переосмыслила, вместе с мужем Михаилом открыла необычную кафешку-трапезную, и дальше, идея за идеей - и вот он, современный вариант трудноназватьчего.
Волшебники, фото газеты ВДВ
Актуальный репертуар
Это вроде бы музейная комната по имени Лукоморье. В ней экспонируются шапка-невидимка, скатерть-самобранка, ковер-самолет, сапоги-скороходы, меч-кладенец, свет-мой-зеркальце, кощеево злато и прочие волшебные штуковины.
Фрагмент Лукоморья. С зеркалом поосторожнее:)
Понятно, что не обошлось в Лукоморье без уголка таксидермиста с чучелами разнообразной нечисти (водяной, русалочка, леший, кощей, соловей-разбойник, кикимора) и почести (курочка ряба, конек-горбунок, ученый кот).
Брага и ее кикимора
Это вроде бы ярмарочный театр со своей Волшебной поляной и Тридевятым царством, где хозяйничают примы скетч-шоу: Баба Яга и Леший.
Хозяева положений
Поляна и царство обширны, многокрасочны и лукавы. Оригинальные конферанс и конкурсы соседствуют с оригинальным оформлением: спа-салоном, то есть баней, кибиткой Шамаханской царицы, то есть туалетом, супермаркетом Бабы Яги, то есть догадайтесь чем, драконом, собирающим оброк на пожарную безопасность и другими неожиданными забавностями.
Все смешалось, кони, люди
Раздраконите - приму драконовские меры!
Это вроде бы царские палаты в Тридевятом царстве, где персонажей пока нет, зато есть пол, стены и крыша, а значит и возможность проводить площадное действо не в сезон.
Царские палаты
Игры палатных принцев, принцесс и королевен
Это вроде бы начало-начал, закусочная Емели, где и по усам течет, и в рот попадает.
Трапеза
И все это вроде бы для детей, хотя на самом деле - для подростков, а на самом-пресамом деле, конечно, для взрослых.
Папа, ты куда меня привез?
Я целевая группа!
Между нами, девушками,
или
это мы целевая группа!:)
Лакомые моменты трудноназватьчего не берусь и перечислять. На ютубе об этом немало роликов, кому интересно, смотрите да улыбайтесь.
Поразмышляю о моментах проблемных.
Казалось бы, сама идея заниматься чем-то сказочным практически неуязвима. Сказка - не былина, где должны присутствовать хотя бы элементы достоверности. В сказе нет цепких деталей, по сути она - буффонада воображения. В данном же случае неуязвимость должна быть еще большей. Какие могут быть вопросы к не музею, не театру, не закусочной, не актерам, не куклам и не спектаклям? Какие музейные, кулинарные, сценические и литературоведческие вопросы могут быть к адвокату Татьяне Павловой? А к ее соседям и по совместительству «актерам» ее «музея»? Да и вообще, какие ожидания могут быть от чего-либо в крохотном, видавшем куда лучшую жизнь поселке имени Кирова.
Избушка напротив музея
Наверное, такие же, как и к Колобку, который двусмысленно сияет у входа в непоймичто. И от дедушки ушел, и от бабушки ушел, и волка ушел, а от тебя лиса-заяц и подавно уйду.
А вопросы не могут не возникнуть. Ребенку-несмысленышу принято умиляться, а вот с подростка который к тому же познал вкус денег, уже какой-никакой спрос имеется.
Например, спрос о концепции. Под какой обложкой ее искать? Первое же примеренное кировчанами обязательство - привязка к творчеству Пушкина - ничего, кроме удивления, не вызывает. Какое краеугольное отношение к тестам Пушкина имеет главная героиня представления «музея» Баба Яга? А к чему такое количество непушниских предметов и персонажей, соседствующих с пушкинскими? И ведь совсем не трудно разделить их: и в музее, и на поляне, и в шоу.
Что происходит со сценариями? Сказочная поэтика, специфический хорей, искрометные шутки и конкурсы - это всего лишь соус. Где основное блюдо под названием драматургическая основа? Без выстроенной единой композиции, без захватывающего конфликта комбинация скетчей выглядит незавершенной и аморфной.
Что с актерами? Буквально все действа держатся на кураже блистательной Бабы Яги (Людмила Кнутова). Но кураж трудно качественно воспроизводить. К тому же на его фоне игра других персонажей обречена на невзрачность, а сюжет на однобокость. Данное правило старательно работает и в Кировце. Разве что талантливый актер-любитель, играющий Лешего, попадает в исключения. Прочие же персонажи неизбежно выпадают из сюжетов. Некоторые настолько, что непонятно, зачем они вообще выходят к зрителям. Например, Алтын и особенно - Кот.
Алтына и палица не выручает
Что в случае параллельных шоу? Это когда в «музее» одновременно находятся и обычная группа и празднующие день рождения. Наша утренняя группа была свидетелем именно такой ситуации. В результате отведать щей и блинов нам пришлось сразу после домашнего завтрака. А затем мы наблюдали за интеллигентными попытками дядюшки Чура тянуть время: мы зачем-то смотрели сказку Ромма «Морозко» и отвечали на чуровы шарады. Кстати, вопрос на засыпку, сколько сказок написал Пушкин? Чур в Википедию не смотреть: )
Вопросы эти я задаю, потому что неравнодушен не только к настоящему, но и к будущему замечательного явления. Я готовился к поездке в Кировец, просмотрел с десяток роликов, прочел доступные сетевые заметки, а потому не вез в воскресное Заволжье мешок с завышенными ожиданиями. Музей русской сказки - это далеко не интерактивные спектакли в калачевском Волшебном фонаре, которыми занимаются театральные профессионалы. «Музей» совсем другой, его нынешняя сила не в захватывающей драматургии, не в профессионализме декораторов, постановщиков и актеров. Пусть он и Колобок, который от всех ушел, но он же и - Солнышко, которое многих греет.
И хорошее настроение не покинет больше вас
Вплоть до Марн-Ля-Вале он такой один, по крайней мере, пока.
Собственно, ориентир. Диснейленд. Музей не наших сказок
Очень надеюсь, что он будет развиваться и не застоится, как соседнее озеро с лотосами.
И в озере застоя случается красота
Я не потерял эти полтора часа, что прошли в музее-шоу русской сказки (осмелюсь его так именовать). Жена говорит, что потеряла, четырехлетний ребенок говорит, что ничего не понял. Потому что данное шоу не для них, и в этом нет ничего особенного - всем мил не будешь. Кому Хохлома, кому Палех, а кому и Гжель.
Мне же «музей» с его русским народным, родным хороводным, но не без пятен Солнышком мил и пригож. И полагаю, что чувство это не одноразово.