Я так много рассказывала о художниках, а о самом главном художнике в моей жизни до сих пор ничего не написала.
Но это, наверное, потому, что Андрей - мой муж, и писать о человеке, с которым сросся за 20 + лет, на самом деле непросто. Это тот случай, когда уже не понимаешь, где заканчиваешься ты и начинается он.
Недавно Андрей стал лауреатом международного конкурса «Odessa International Art Prize 2019», и шесть его картин, отобранных жюри, экспонировались в галерее «Сады Победы» в Одессе, где проходила выставка работ номинантов этого конкурса.
Я очень рада, что живописные работы Андрея получили столь высокую оценку и, конечно, желаю ему новых побед и признания!
Андрей Жуков. Вóроны. 80х110 см. Холст, масло. Фрагмент. 2018 год.
Андрей художник в самом широком смысле - он мультихудожник. Станковая живопись лишь часть его многоликого творчества. К главной триаде я бы отнесла также фотоискусство (аналоговая, пинхол-фотография и digital art) и работы на металле в авторской технике ржавления. Помимо этого Андрей создаёт монументальные росписи (фрески) и рельефные панно, занимается скульптурой, декором, графикой, работает как художник-иллюстратор и цифровой артист. И всё равно мне кажется, я что-то упускаю…
По величине и масштабу личности его можно сравнить с Гансом Гигером (и, кстати, в работах Андрея тоже много эротизма) - однако я сравниваю исключительно масштабы) Я не смогу рассказать обо всех работах в одной статье, поэтому остановлюсь на станковой фигуративной живописи.
Направление, к которому (условно) можно отнести работы Андрея, я бы охарактеризовала как современный символизм или же фэнтезийный реализм.
Многие его работы откровенно эротичны, но в то же время имеют глубокий философский подтекст. Андрей любит играть смыслами, переписывать древние мифы, заключать в изображение загадки.
В написании натуры Андрей далеко отошёл от академической манеры, привитой нашими профессорами. Он подолгу трудится над каждым полотном, делает много прописок, очень внимателен к деталям. Поэтому на создание одной картины может уходить до полугода.
Колорит картин яркий, местами даже «тяжеловат», или плотен. Он не боится работать с цветом, контрастами и тенями. Особенно хочется отметить, что у Андрея превосходно «поставлена рука», что позволяет сочетать графичность линии и цветовую объёмность в одной работе. Уверена, он бы без проблем нарисовал окружность от руки, как Дюрер )
Андрей живёт творчеством, и поскольку мы сотворим под одной крышей, я знаю, как это на самом деле нелегко. Наверное, уже представляете себе всякие кризисы и муки, но нет, скажу я вам, настоящий творец такой фигнёй не страдает. Он пашет как вол, выжимает из себя буквально всё и упорно идёт вверх по лестнице мастерства. Муки - они от жизни, не от творчества, уж поверьте. Творчество - это радость, боль в неё привносит экзистенция. Просто однажды, выбрав свободу создавать, ты теряешь право сдаваться.
Картины:
Андрей Жуков. Вóроны. 80х110 см. Холст, масло. 2018 год.
Здесь и далее описание автора:
«Вóроны» - работа о смелости, свободе личности и выбора. Образ ворона занимает особое положение в мифах многих народов. Ворон является посредником между мирами, вестником богов, выступает символом долголетия и мудрости. Однако в христианской традиции за вóронами (и воронами) почему-то закрепился стереотип чего-то тёмного, нехорошего, зловещего. А с другой стороны, все инаковые, неординарные и непонятные обществу личности неизменно называются «белыми воронами». Для меня вóрон, в первую очередь, птица умная, символизирующая свободомыслие. Чтобы шагнуть за пределы стереотипного мышления, освободиться от оков закрепившихся в обществе предрассудков и воззрений, нужна смелость и вера. Героиня картины, вдохновившись примером воронов, надевает крылья и готовится к прыжку. Её прыжок - это как «прыжок в веру» Кьеркегора, выход на новый духовный уровень, на котором возможна абсолютная свобода личности и выбора.
Андрей Жуков. Toxic. 80х110 см. Холст, масло. 2016 год.
* Toxic (с англ. - «ядовитый», «токсический», или же просто «яд»).
Эпиграфом к картине стали строки из песни «Извращение» группы «Агата Кристи»:
Всегда так будет: те, кто нас любит,
Нам рубят крылья и гасят свет.
Любовь токсична, и её сладостный яд порождает монстров, ибо она зачастую граничит с эгоизмом и слепотой. Самые страшные преступления в истории человечества нередко совершались из-за любви и во имя любви (к женщине, к родине, к истине…). Она как трамплин в бездну, заглянуть в которую я и пытаюсь в этой работе.
Андрей Жуков. Петух. 75х105 см. Холст, масло. 2017 год.
«Петух» - картина о тайных желаниях, аллегория красоты и страсти, своеобразный оммаж знаменитой «Одалиске» французского живописца Жана-Огюста Энгра. Работа эротического характера, но с подтекстом. Как далеко можно зайти в своих желаниях, насколько мы откровенны с собой, знаем ли мы себя? Картина изобилует символами, которые помогают прочесть скрытый смысл работы. Пение петуха предвещает рассвет, новый день и изгоняет злые силы ночи. Змея, с одной стороны, олицетворяет мудрость, а с другой - искушение. Ящерица символизирует возрождение. Перо павлина имеет множественные коннотации: любовь, величие, тщеславие, долголетие, весёлость духа…
Андрей Жуков. Омега. 80х120 см. Холст, масло. 2016 год.
«Омега» - аллегория конца. Работа родилась из раздумий над теорией точки Омега Тейяра де Шардена и Типлера. Что ждёт нас в конце? Синергия всех человеческих сознаний в высшее сознание Омега? Неужели вся эволюция Вселенной направлена на рождение мировой души? Я изобразил Омегу женщиной. В одной руке она «держит» невесомое сердце - символ жизни, в другой - гранат, символ смерти, загробного мира (в греческой мифологии). Знак сердца под ногами - символ вечной любви, начертанный кровью всех любивших когда-либо существ. Красная драпировка повторяет очертаниями греческую букву «омега». Летящие волосы Омеги намекают на женское начало в алхимии - ртуть. Два состояния - парение и притяжение - указывают на дуализм человеческого существа: материю и дух.
Андрей Жуков. Превосходство. 105х90 см. Холст, масло. 2015 год.
«Превосходство» - картина о творчестве. Превосходство - это пик мастерства, вершина, к которой стремится любой творец, любой созидатель. Но и путь, и само стремление неизменно болезненны: что-то постоянно ускользает и цель по-прежнему недостижима. Это приносит боль и страдания. В итоге сильное разочарование вырывает у созидателя крылья, и он натягивает маску цинизма, под которой пытается скрыть свои муки. Неудавшемуся гению остаётся лишь зашивать свои раны…
Андрей Жуков. Воронёные ботинки. Серия «Метаморфозы». 70х60 см. Холст, масло. 2018 год.
«Воронёные ботинки» - картина-аллегория мыслительного процесса, трансформации ассоциаций и нашего восприятия окружающего мира. В этой работе я пытался отобразить, как образ военных ботинок может перерасти в размышления о войне, с которой, в свою очередь, ассоциируются вóроны. Получилось наслоение мыслей-образов, по сути - остановленное мгновение процесса превращения одного в другое. Все предметы в картине текучи, они изменяются, трансформируются, наслаиваются, и мы можем наблюдать эти метаморфозы, домысливая их самостоятельно.
Автор на выставке в галерее "Сады Победы", Одесса.
Блог в жж
artmarshals Фейсбук-страница художника Статья в журнале
«Культурный тренд» OIAP Фейсбук .
Информация о событии
на сайте OIAP