Театр-музей Сальвадора Дали

May 11, 2023 21:43


Театр памяти, архитектура грёз, мир оптических иллюзий… «империалистический и сюрреалистический музей», как говорил сам Сальвадор Дали.



Театр-музей Сальвадора Дали



Идея превратить пострадавший в 1936 году во время Гражданской войны Муниципальный театр Фигераса в музей пришла в голову Сальвадору Дали в 1954 году.



Тогда он проводил выставку своих полотен, рисунков и ювелирных работ в Зале кариатид Королевского дворца в Милане.

Здание, которое принадлежало другу художника графу Тео Росси ди Монтелера, также хранило следы бомбардировок.

Театр в Фигерасе был дорог художнику-сюрреалисту ещё и тем, что там он впервые выставил на публику свои картины в 1919 году. Рядом находится церковь Святого Петра, где Дали крестили - об этом он очень любил упоминать.



Начало создания Театра-музея Дали Фигерас праздновал 12 августа 1961 года.



В этот день устроили корриду, для которой Дали изобразил на афише быка, возносящегося в небо.



Художник также хотел, чтобы после представления побеждённое животное подняли в небо вертолётом, но этому помешал сильный ветер.

Тогда двое скульпторов сделали гипсового быка, которого взорвали перед началом праздничного фейерверка.



Плитки на площади Гала-Сальвадор Дали перед музеем образуют лучи, которые сходятся к месту, где находилась сцена Муниципального театра Фигераса.

Дали очень нравилась идея очередей. По его замыслу, первым пунктом визита в Театр-музей должна стать очередь, где посетители смогут погрузиться в созерцание и попытаться поймать новые образы, концепции и мысли.



Эту мысль подчёркивает и фото, которые посетители видят при входе. На ней запечатлена очередь на первую европейскую ретроспективу Дали. Выставка проходила в галерее Бойманса - ван Бёнингена в Роттердаме с ноября 1970-го по январь 1971 года.

Дали очень нравилась идея очередей. По его замыслу, первым пунктом визита в Театр-музей должна стать очередь, где посетители смогут погрузиться в созерцание и попытаться поймать новые образы, концепции и мысли.



Во дворе Театра-музея находится инсталляция, которую Дали называл «величайшим сюрреалистическим памятником в мире». Это «кадиллак», украшенный скульптурой Эрнста Фукса «Великая Эсфирь» высотой 2,6 метра.

Во дворе Театра-музея находится инсталляция, которую Дали называл «величайшим сюрреалистическим памятником в мире». Это «кадиллак», украшенный скульптурой Эрнста Фукса «Великая Эсфирь» высотой 2,6 метра.



На этой машине Дали с женой пересекли Соединённые Штаты - из Нью-Йорка в Голливуд.

Женская фигура удерживает цепями колонну Траяна из автомобильных шин.

Другие части конструкции - мраморный бюст Франсуа Жирардона, «Раб» Микеланджело, выкрашенный чёрной краской, лодка Гала и чёрный зонт.

Капли воды, свисающие с лодки, сделаны из презервативов. А если опустить монету в специальную щель, внутри автомобиля идёт дождь.

На этой машине Дали с женой пересекли Соединённые Штаты - из Нью-Йорка в Голливуд.



В фойе Театра-музея висят две фотографии Галы. Надпись на лбу одной из них Tete a chateau («Глава дворца») намекает на замок Пуболь, который художник подарил своей супруге.

В фойе Театра-музея висят две фотографии Галы. Надпись на лбу одной из них Tete a chateau («Глава дворца») намекает на замок Пуболь, который художник подарил своей супруге. В 1982 году Дали получил титул маркиза де Пуболь.



Поэзия АмерикиСальвадор Дали1943, 116×79 см

Дали сам подбирал музыку, звучащую в Театре-музее. Это опера «Тристан и Изольда» Вагнера, одного из любимых композиторов художника, а также опера Жоржа Бизе «Искатели жемчуга» и фрагменты сакральной лирической драмы «Мистерия Эльче».

Последнее - это театрализованное представление о вознесении Девы Марии, на котором Дали побывал в 1973 году.

Купол над Театром-музеем, сооружённый Эмилио Пересом Пинейро, Дали часто называл символом единства и монархии.



По ночам полусфера отражается в огромной стеклянной стене, которая отделяет двор-сад от сцены. Кажется, будто двор накрыт ещё одним таким же куполом. Посетители могут любоваться этим эффектом каждый август, когда в музее проводятся ночные экскурсии.

По ночам полусфера отражается в огромной стеклянной стене, которая отделяет двор-сад от сцены. Кажется, будто двор накрыт ещё одним таким же куполом. Посетители могут любоваться этим эффектом каждый август, когда в музее проводятся ночные экскурсии.



Пространство под куполом украшено шестнадцатью гипсовыми скульптурами. Это защитники музея, одетые в старинные одежды и стоящие в героических позах. Один из них - в плаще, наброшенном на голое тело, - олицетворяет неустанное бдение, и поэтому всегда подсвечен. Развевающиеся драпировки одеяний Дали создавал под открытым небом в ветреные дни.



Гигантское полотно «Обнажённая Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна» является первым в мире живописным изображением с использованием оцифровки: Дали взял за основу образ Линкольна, обработанный программистом Леоном Д. Хармоном. Картина посвящена художнику Марку Ротко.



Обнажённая Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна Сальвадор Дали1975, 445×350 см

Некоторые фигуры являются копиями, поскольку оригиналы слишком непрочны и их опасно подвергать воздействию воды.

Например, это гигант с кубической головой, отжимающий синюю простыню и символизирующий властелина дождя (он находится над портретом Линкольна).





Сальвадор Дали, «Голова Бетховена» (1973)

Коллаж «Голова Бетховена» Дали создал в 1973 году, бросая живых осьминогов на лежащую на полу бумагу и используя оставленные ими следы.

На работе видны и отпечатки пеньковых сандалий (альпаргат), в которых любил ходить художник.

Из-за этого он говорил, что картина «сделана ногами».

Слева: Сальвадор Дали, «Голова Бетховена» (1973)

Большой зал «Рыбные лавки» называется так потому, что пока Муниципальный театр стоял в развалинах, пространство, где сейчас находится эта галерея, служило главным рыбным рынком Фигераса.



Потолок в зале «Дворец ветра».

Роспись на потолке в зале «Дворец ветра» таит в себе загадочный парадокс. По словам Дали, зрители, которые смотрят вверх, видят облака, небо и две поднимающиеся в воздух фигуры. На деле же «вместо неба мы видим землю, а вместо земли - море, воплощённое в божественном изгибе залива Розас».

На фото ниже: в центре зала Мэй Уэст находится знаменитая трехмерная инсталляция, посвящённая популярной американской актрисе.



В конце жизни Дали считал, что единственное достойное созерцание зрелище - это игра света на стенах музея. За ней он ежедневно наблюдал из окна своей комнаты в Башне Галатеи. Художник пожелал, чтобы часть здания, которую он видел, сохранялась в неизменном виде. Его воля была исполнена.



Одна из стен Театра-музея и Башня Галатеи, где Дали жил с 1983 года до своей смерти в 1989 году.

Одна из стен Театра-музея и Башня Галатеи, где Дали жил с 1983 года до своей смерти в 1989 году. 

#музей, музей, # Дали, Театр-музей Сальвадора Дали, Сальвадор Дали

Previous post Next post
Up