Продолжаю серию постов, посвященных истории и культуре старообрядчества.
Медные литые кресты, свободно продававшиеся на ярмарках, проникали в жилища крестьян, даже не помышлявших о расколе. Вместе с ними там же оказывались и отлитые в старообрядческих медницах иконы и складни. Как отмечалось в одном из документов 1846 г.,
Киотный крест. Москва. Вторая половина XIX в.
«употребление сих икон и крестов… есть повсеместное по всей России; оно укоренилось с давнего времени между простым народом, не исключая и лиц православного исповедания, так что иконы сии имеются почти во всех избах и других жилищах... сими иконами крестьяне благословляют детей своих, отлучающихся в дальние дороги или поступающих в рекруты, и образа сии остаются потом у них на целую жизнь…»
Киотный крест. Москва.
Самым ярким киотным крестом рубежа XIX и XX столетий является самый большой из них, размером 420*210 мм. Он окружен по всему контуру многоэмалевой рамкой с причудливым цветочным орнаментом. Видимо, эта была последняя модель, разработанная литейщиками-старообрядцами.
крест выполненных в стилистике отличной от старообрядческой
Министерство вместо изъятия меднолитых крестов и икон рекомендовало «учредить изготовление в приличном виде крестов и икон мерами правительства или на частных заведениях». Судя по всему, и это правительственное начинание оказалось не доведенным до конца. Известны очень немногочисленные и потому высоко ценимые коллекционерами отливки крестов средины XIX столетия, выполненные в той же технологии медного литья, но стилистически резко отличающиеся от старообрядческих изделий того же времени.
обратная сторона креста выполненного в стилистике отличной от старообрядческой
Характерным примером таких крестов, выполненных в стилистике, отличной от старообрядческой, являются два извода киотного креста средних размеров (высота 247 мм) с выраженным барочным узором на обороте.
В пяти медальонах-картушах размещается текст светильна канона Честному и Животворящему Кресту: «Крест хранитель всея Вселенныя…». На лицевой стороне по бокам распятого Спасителя находятся круглые медальоны с погрудными изображениями двух предстоящих. В более редком изводе эти медальоны замещаются развернутыми свитками с буквами IС ХС и виноградными гроздьями.
«Кресты - спайки». XVIII - XIX вв.
Помимо серийных изделий существовали единичные изделия, иногда копировавшиеся в очень ограниченном числе экземпляров, состоящие из привычных крестов с припаянными иконками, выглядевшие очень неожиданно и, вероятно, именно поэтому не пошедшие «в серию».
Это - так называемые спайки, чрезвычайно редкие и ценимые коллекционерами.
Существование таких «комбинированных» изделий является еще одним доказательством того, что консерватизм, приписываемый старообрядцам, не являлся абсолютным, особенно в области церковного искусства.
Распятие Христово с предстоящими и серафимами в клеймах 17 - 18 век: 166 х 95 мм
Творческий поиск побуждал к изобретению новых художественных форм не только в области традиционного иконописания, но и в мелкой пластике - самом массовом и демократическом виде церковного искусства.
Источник:
http://www.olevs.ru/novgorodskoe_litje/static/kiotnye_mednolitye_kresty_2/