Что такое классический Магритт?
Рене Магритт. Фотография Ман Рэя, 1930 г.
Он, в отличие от остальных сюрреалистов, никогда не пытался внести в реальность сновидческое, никогда не пытался выразить свои внутренние фобии, страхи и желания.
Его картины - это интеллектуальные загадки о нашем с ваши существовании в мире. Стилистически это очень простая живопись, но главная ценность в том, как он подрывает в ней основы реальности.
На картинах Магритта зеркало не отражает, свет не показывает, а скрывает и так далее. Он ломает привычный ход вещей, тем самым обращая наше внимание на особенности строения мира.
Но в войну появляются одна за одной тёплые, мягкие, простые картины Магритта, которые напрямую отсылаю к Ренуару. Тут и прелестные женщины, и голубка - все выполнено в невероятно красочной палитре без намёка на интеллектуальный фокус. Он хотел помочь, воодушевить, напомнить Европе, что есть ещё теплота и спокойствие в его новых картинах, как минимум.
Рене Магритт (1898-1967). Портрет Жоржетт Магритт. 1944 г. Холст, масло. 54,6 x 44,8 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2008 г. Лот продан за GBP 120.500 фунтов.
Ныне в коллекции Ракель и Эндрю Сигал, США.
В 1945 году Рене Магритт стал членом Коммунистической партии в третий раз (по словам Жоржетт Магритт, на волне благодарности русским), и в том же году написал конфиденциальное «Разъяснение» коммунистам-bнтеллектуалам. В нём он высказал озабоченность тем фактом, что роль искусства сводилась к пропаганде идей и побед марксизма, с использованием понятных стилей и предметов.
Магритт приравнивал такой утилитарный подход к искусству к нацистским методам пропаганды. В идеях коммунизма Магритт, прежде всего, видел доступность «интеллектуальной роскоши» для всех слоёв общества:
Классовое сознание необходимо, но это не означает, что рабочие должны обречь себя на хлеб и воду и не хотеть курицы и шампанского. Люди идут в коммунисты именно потому, что стремятся к лучшей, достойной человека жизни…Художник-коммунист видит смысл своего творчества в создании картин, которые будут интеллектуальной роскошью, роскошью коммунистического общества, несомненно отличающейся от бесполезной, показушной и дурновкусной роскоши нынешних эксплуататорских классов.
Рене Магритт (1898-1967). Популярный роман. 1944 г. Холст, масло. 50,2 х 65,4 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2020 г. Лот продан за GBP 1 млн.187.250 фунтов.
Рене Магритт (1898-1967). Сенсационный договор. 1944 г. Холст, масло. 81,3 х 65,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2020 г. Лот продан за $1 млн.625.000 дол.
Рене Магритт (1898-1967). Принцип неуверенности. 1944 г. Холст, масло. 64х50,2 см. Частное собрание.
Принцип неуверенности. 1944 г. Холст, масло. 81х60 см. Коллекция валлонской федерации, Льеж.
Рене Магритт (1898-1967). Память. 1942 г. Частное собрание.
Рене Магритт (1898-1967). Память. 1944 г. Бумага, гуашь. 27,8 х 33 см.
Аукцион Sotheby's, Нью-Йорк, 2012 г.
Лот продан за $902.500 дол.
Возможно, версия 1944 года - это одна из ранних версий Магритта. По словам Сильвестра, это одна из «двух картин с гипсовыми слепками, напоминающими мифическую посмертную маску неизвестной девушки, утонувшей в Сене».
Рене Магритт (1898-1967). Память. 1948 г. Холст, масло. 49 х 59 см. Частное собрание.
Как великий мастер-сюрреалист, Рене Магритт изучал тонкую связь, отклик действительности в человеческом мышлении.
Он пытался найти тот поистине магический тоннель, через которой объекты реальности приобретают свой облик в нашем разуме и закрепляют его в виде уникальных отпечатков памяти, превращаясь таким образом в символы нашей души. И даже не просто в символы, а в целые направления нашей жизни.
Представленная картина - размышление о том, как в памяти человека постоянно осуществляется выбор между двумя оппозициями. Стакан символизирует идеалистичность философского пути познания. К тому же голова в виде скульптуры показывает физическую неспособность по-настоящему выпить стакан или откусить яблоко.
Знаменитый ход Магритта с использованием мраморных скульптур говорит о монументальности восприятия - глядя на это лицо, в сознании всплывает античный образ красивого юноши с приятными и одухотворенными чертами лица без намека на несовершенство.
Закрытые, глаза в свою очередь, намекают на погружение в глубины памяти, при этом непонятно, жив или мёртв этот юноша, ибо в других работах Магритт использовал мраморные незавершённые скульптуры, в том числе как «живые» объекты.
Вообще, образ юноши с кровавым пятном Магритт использовал не раз и во всех случаях он символизирует память. Как он говорил:
Если вы посмотрите на вещь с намерением попытаться понять, что она значит, то больше не будете видеть саму вещь, а сосредоточитесь на своём вопросе.
Рене Магритт (1898-1967). Буря в стакане воды. 1944 г. Портлендский художественный музей, Портленд, штат Мэн, США.
Рене Магритт (1898-1967). Без названия. 1944 г. Бумага, гуашь, карандаш. 30,5 х 41 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 1998 г. Лот реализован за GBP 41.100 фунтов.
Рене Магритт (1898-1967). Поместье Арнхейма II. 1944 г. Бумага, гуашь. 33 х 46 см. Частное собрание.
Одна из многих версий «Поместье Арнхейма» Магритта написана по мотивам одноименного рассказа Эдгара Аллена По. Детали представлены в первой версии, сделанной в 1938 году.
Рене Магритт (1898-1967). Эхо. 1944 г. Холст, масло. 55 х 44,5 см. Частное собрание.
Рене Магритт (1898-1967). Наука сновидений. 1944-1945 гг. Бумага, гуашь, цветной карандаш.
Моделью для этой серии послужила жена художника Жоржетт Магритт. Жоржетт написана в классической манере, ее фигура подчиняется законам красоты, ее пропорции напоминают не только живую модель, но и мраморную скульптуру.
Это традиционное изображение, однако, сочетается с неожиданной окраской фигуры, верхняя часть тела которой постепенно приобретает оттенок неба позади нее. Почти на всех картинах из этой группы женщина одной рукой опирается на каменный блок.
Рене Магритт (1898-1967). Черная магия, третья версия. 1945 г. Холст, масло.80 х 65 см. Королевские музеи изящных искусств Бельгии, Брюссель. Бывшее собрание Жоржетт Магритт. «Черная серия», 1945 год
Как провозгласил сам Магритт:
Одна из идей состоит в том, что камень ассоциируется с «привязанностью» к земле. Он не поднимается сам по себе; вы можете положиться на то, что он останется верным притяжению земли. Женщина тоже так. С другой точки зрения, тяжелое существование камня и психическая и физическая система человека не являются несвязанными.
Рене Магритт (1898-1967). Иллюстрации к поэме Поля Элюара «Необходимость жизни и последствия сновидений». 1945 г. Бумага, тушь, карандаш.
Рене Магритт (1898-1967). Иллюстрация к «Песням Мальдорора» Лотреамона. 1945 г. Рисунок. 23,8х18,1 см. Коллекция Менил, Хьюстон, штат Техас.
Эскиз к картине «Приманка». 1943 г. Бумага, карандаш. 27,5x21,7 см.
Аукцион Christie’s, Париж, 2019 г. Лот продан за EUR 81.250 евро.
Рене Магритт (1898-1967). Черная магия. 1944-1945 гг. Бумага, гуашь, акварель и цветной карандаш. 33х24,7 см
Черная магия. 1945 г. Холст, масло. 75х55 см.
Обнаженная женщина на картинах Магритта всегда изображается либо с закрытыми глазами, либо с отвернутой от зрителя головой, либо с пустыми глазами, напоминающими глаза скульптуры, становясь, таким образом, объектом зрительского взгляда и эротического желания.
Магритт действительно говорил, что скрытая эротичность была одной из причин, по которой могла существовать картина.
Она наиболее ярко и отчетливо проявилась в этих величественных классических обнаженных телах с их холодным колоритом.
Именно по той причине, что она нацелена на максимальную сходство, их академизм расстраивается провокацией тайны, исходящей от этого отождествления, как только картина и расположение картины вмешиваются в ее ход.
Первый пример - Черная магия. Обе в частных собраниях.
Рене Магритт (1898-1967). 1. Мечта. 1945 г. Холст, масло. 80x60 см.
Инженю. 1945 г. Холст, масло. 80x60 см.
Аукцион Sotheby’s, Париж, 2021 г. Лот продан за EUR 5 млн.450.400 евро.
Рене Магритт (1898-1967). Жена солдата. 1945 г. Холст, масло. 70 х 50 см. Частное собрание.
Рене Магритт (1898-1967). Живопись. 1945 г. Скульптура. Гипс, масляная краска. Высота 60 см. Частное собрание.
Рене Магритт (1898-1967). Морская (Marine). 1945 г. Бумага на картоне, масло.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2012 г. Лот продан за $842.500 дол.
Рене Магритт (1898-1967). Большой прилив. 1946 г. Бумага, гуашь. 40,6 х 59,3 см. Частное собрание.
Рене Магритт (1898-1967). Трудный переход. 1946 г. Бумага, гуашь. 35,3 х 49,5 см. Частное собрание.
Рене Магритт (1898-1967). Мировое турне. 1945 г. Картон, масло. 23,9 x 32,8 см.Художественный музей Кливленда, штат Огайо, США.
Рене Магритт (1898-1967). Мечта. 1945 г. Холст, масло. 83х69,2 см. Художественный музей Уцуномия, Япония.
Магнит. 1945 г. Холст, масло. 80x64 см.
Рене Магритт (1898-1967). Цветы Евы (Цветы зла). 1946 г. Шелкография. 56,3х42,5 см. Королевские музеи изящных искусств Бельгии, Брюссель.
Черная магия. 1946 г. Холст, масло. 81х60 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2019 г. Лот продан за GBP 4 млн.184.500 фунтов.
Рене Магритт (1898-1967). Пылающий костер. 1945-1946 гг. Холст, масло. 60 x 80 см. Частное собрание.
Рене Магритт (1898-1967). Возраст наслаждений - Эпоха удовольствий. 1946 г.Холст, масло. 80,5 х 60,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Париж, 2014 г. Лот продан за EUR 637.500 евро.
Рене Магритт (1898-1967). Изобретение огня. 1946 г. Холст, масло. 49,9 х 64,8 см. Частное собрание.
Рене Магритт (1898-1967). Частная жизнь. 1946 г. Холст, масло. 79,4 х 60,6 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2015 г. Лот продан за $713.384 дол.
Рене Магритт (1898-1967). Молодые девушки у дерева. 1945-1946 гг. Бумага, цветные карандаши. 23,2 x 30,3 см.
Аукцион De Vuyst, Локерен, Бельгия, 2012 г. Лот продан за EUR 250.500 евро.
Рене Магритт (1898-1967). Эскиз картины для жизни. 1945-1949 гг. Бумага, тушь. 17,3 х 17,4 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 1998 г.
Рене Магритт (1898-1967). Интимный разговор. 1945 г. Холст, масло. 54 х 65 см. Частное собрание.
Рене Магритт (1898-1967). Естественные встречи. 1945 г. Холст, масло. 80 х 65 см. Королевские музеи изящных искусств Бельгии, Брюссель.
Рене Магритт (1898-1967). Фрагмент картины (Fragment of a Painting). 1945 г.
Рене Магритт (1898-1967). Башня из слоновой кости. 1945 г.Холст, масло. 80 х 60,3 см. Собрание Жана Ван Париса, Нью-Йорк.
Рене Магритт (1898-1967). Легенда веков. 1945 г. Бумага, акварель, гуашь.41,7 x 32,4 см. Художественный музей Кливленда, штат Огайо, США.
Рене Магритт (1898-1967). Человеческий удел. 1945 г.Бумага, акварель, мелок поверх графита, тушь, гуашь. 42,2 х 32,2 см.Художественный музей Кливленда, штат Огайо, США.
Одна из любимых тем Магритта, а именно «живопись окна» и «картина внутри картины», представляет собой цикл, в котором зритель должен выбрать одну из них как реальную, а другую как репрезентацию. Художник также использует границы для реальных пейзажей, чтобы устранить все различия.
Рене Магритт (1898-1967). Прекрасная пленница. 1946 г. Бумага, гуашь.49,5 х 36 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2018 г. Лот продан за GBP 922.000 фунтов.
Рене Магритт (1898-1967). Прекрасная пленница II. 1947 г. Бумага, гуашь.23,8 х 18,8 см. Частное собрание, Бельгия.
Рене Магритт (1898-1967). Плагиат II. 1945 г. Бумага, гуашь.
Первый вариант картины «Плагиат» был сделан примерно в 1940 году. В более поздних версиях используются другие названия.
Источник:
https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post490840089/