Продолжаю серию постов, посвященных истории и культуре старообрядчества.
Наиболее распространенный в литье иконографический тип - Деисус. Русское слово «Деисус» - это искаженное греческое слово «Деисис», что означает «моление». Деисус - изображение Иисуса Христа, восседающего на престоле, справа от которого находится Богородица, слева - Иоанн Предтеча.
Иисус Христос, восседающий на престоле, слева от которого находится Богородица, справа - Иоанн Предтеча
Существует Деисус и в виде трехстворчатых складней другого типа, средники которых являются поясным изображением Господа Иисуса Христа, створки - поясными изображениями Богородицы (извод, сходный Боголюбской со свитком в руках) и Иоанна Предтечи.
трехстворчатый складней со средником поясного изображения Господа Иисуса Христа
Очень распространенными в старообрядчестве являются складни со средником Деисусом, ниже которого помещаются поясные изображения четырех святых: преподобного Зосимы, святителя Николая, святителя Леонтия, преподобного Савватия. Иногда изображались и другие святые. Навершие такого складня могло быть Нерукотворным Образом Христа или украшалось простым геометрическим орнаментом.
поясные изображения четырех святых: преподобного Зосимы, святителя Николая, святителя Леонтия, преподобного Савватия
Одним из древнейших образов Христа Спасителя, существовавших и в медном литье, является так называемый Спас Смоленский.
Спас Смоленский.
Этот иконографический тип представляет собой изображение Христа в полной рост, украшенное массивной цатой, к ногам которого припадают преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. По сторонам Спасителя в верхней части иконы помещаются изображения ангелов, держащих в руках орудия страстей. Спас Смоленский встречается в виде отдельных икон, часто украшенных многоцветными эмалями, и как средники разнообразных складней.
"Спас с предстоящими".
Нерукотворный Образ Спасителя чаще всего встречается в литье в виде наверший отдельных икон и складней. Эта традиция берет начало в самых древних образцах литья, причем иконография образа меняется очень заметно от изысканных изводов XVII столетия. Встречается Нерукотворный Образ и в виде отдельных образков небольшого размера.
Нерукотворный Образ
Редкими древними литыми иконами являются образы Снятия с креста, на которых изображен обнаженный торс мертвого Христа с крестообразно сложенными на груди руками, опирающимися на край гроба.
Снятия с креста
Снятие со креста /Положение во гроб. (15 век)
Икону «Не рыдай мене Мати», который уместно отнести к богородичным иконам. По сторонам креста видны фигуры предстоящих Богородицы и Иоанна Богослова, выполненные почти в полный рост; в верхней части иконы оплечные образы Ангелов в круглых медальонах.
«Не рыдай мене Мати»
Возможно, что небольшие иконки Снятия с креста были отлиты еще до раскола. Однако, зная склонность ревнителей старой веры к редким сюжетам, вероятнее предположить, что отливались они все же в старообрядческих медницах. Этот иконографический тип к XIX столетию превратится в образ «Не рыдай мене Мати», который уместно отнести к богородичным
Продолжение следует.
Источник:
http://www.olevs.ru/novgorodskoe_litje/static/starinnyj_obraz_mednyj_1/