Пионер авиации США - M-130 China Clipper

Nov 27, 2022 11:08


Контракт на создание трансатлантической летающей лодки M-130 China Clipper от "Пан Америкен Эйруэйз", получил один из пионеров американской авиации Гленн Л. Мартин. До этого момента фирма "Гленн Мартин" специализировалась на производстве бомбардировщиков и военных гидропланов, поэтому была не прочь закрепиться в новом сегменте рынка.



марка США 1985-02-15 из серии "Пионеры авиации" №Mi:US 1727, Sn:US C115, Yt:US PA109, Sg:US A2144 на марке "Мартин М-130 Китай Клипер" 44 ¢ - Соединенные Штаты Америки цент



Пассажирская летающая лодка Мартина получила фирменное обозначение "модель 130". По размерам, пасса-жировместимости и дальности полета она превосходила S-42, но имела несколько меньшую скорость.



Пионер авиации США - M-130 China Clipper

Основное отличие в компоновке М-130 заключалось в замене подкры-льевых поплавков "жабрами", как на летающих лодках "Дорнье". Кроме своей главной функции - обеспечение боковой устойчивости на воде, эти выступы в нижней части фюзеляжа использовались для размещения там горючего, а также служили удобной платформой для груза и пассажиров при посадке и высадке на самолет.

Гидросамолет Мартина отличался весовым совершенством конструкции - его весовая отдача составляла более 50%. Это было достигнуто применением при создании фюзеляжа-лодки более легкой конструкции монококового типа, в отличие от других летающих лодок начала тридцатых, имевших продольный набор силовых элементов, заимствованный из практики судостроения.



Пионер авиации США - M-130 China Clipper

М-130 мог перевозить до 46 пассажиров в т.н. "дневной конфигурации", но обычно в варианте с предоставлением воздушным путешественникам спальных мест пассажиров на борту было не более 30.



Пассажирский салон M-130

К их услугам были три просторных пассажирских купе с широкими креслами и большой салон в средней части лодки, служивший обеденным залом. По удобству и красоте пассажирских помещений летающая лодка не уступала престижным отелям. Пассажиров в полете изысканно кормили и поили, подавая пищу на серебре и фарфоре.

Постройка М-130 велась на заводе в Мидл-Ривер (шт. Мэриленд) с ноября 1932 г. Спустя два года был готов первый экземпляр. Он получил бортовой номер NC14716 и название "China Clipper". 30 декабря 1934 г. M-130 впервые поднялся в воздух. 9 октября 1935 г., пройдя положенный цикл испытаний, самолет был передан "Пан Америкен".



Пионер авиации США - M-130 China Clipper

В ноябре 1935 г. заказчик получил второй авиалайнер -NC14715 "Philippine Clipper".

В марте 1936 г. в "Пан Америкен" поступил последний самолет - NC14714 "Hawaiian Clipper" (затем название изменили на "Hawaii Clipper").

Изначально М-130 планировался для работы на трансатлантических линиях, однако политические и дипломатические задержки в получении разрешения на открытие регулярного воздушного сообщения через Атлантику привели к тому, что новые гидросамолеты "Пан Америкен" рисковали остаться без работы. Поэтому Хуан Трипп обратил свой взор в противоположную от Атлантического океана сторону - на океан Тихий.



Пионер авиации США - M-130 China Clipper

Первый почтовый рейс через Тихий океан был выполнен в ноябре 1935 г. экипажем Эдвина Мусика на первом М-130 "China Clipper" (NC14716).

Проводы летающей лодки в этот полет стали настоящим шоу, в котором приняли участие президент "Пан Америкен" Хуан Трипп, губернатор штата Калифорния и генеральный директор почтового ведомства, а прямой репортаж об этом событии транслировался по радио.

На глазах у 25 000 зевак летающая лодка с грузом из 111 000 писем на борту поднялась в воздух, держа курс на Филиппины. В Манилу "China Clipper" прибыл 29 ноября, совершив промежуточные посадки в Гонолулу, на островах Мидуэй, Уэйк и Гуам.



Кабина пилотов M-130

Полетное время составило 59 часов 48 минут. Обратно в Сан-Франциско из Манилы самолет вернулся 6 декабря, доставив в США 98 000 писем. Весь маршрут туда и обратно составил 26 300 км, которые были пройдены за 123 часа 12 минут (четверо с половиной суток) полетного времени при средней путевой скорости в 213 км/час.



Пионер авиации США - M-130 China Clipper

Почти год летающие лодки возили через Тихий океан только почту. Первый пассажирский рейс выполнил экипаж Эдвина Мусика на "Hawaiian Clipper" (NC14714) 21 октября 1936 г. Его предваряли два технических рейса в Манилу с не совсем обычными служебными пассажирами.

В первом из этих рейсов, 7 октября, на борту "China Clipper" (NC14716) находился директор по рекламе "Пан Америкен" Уильям Ван Дузен и десять журналистов. Во втором рейсе, состоявшимся через неделю, 14 октября, новую трансокеанскую воздушную линию на борту "Philippine Clipper" (NC14715) проинспектировал сам президент авиакомпании Хуан Трипп.



Клара Адамс

21 октября "Hawaiian Clipper" вылетел из Сан-Франциско с семью платными пассажирами на борту, среди которых была Клара Адамс, к тому времени прозванная журналистами "первым летуном", из-за своей страсти "коллекционировать" полеты на первых пассажирских рейсах различных авиакомпаний.

К этому моменту в ее "коллекции" были полеты практически на всех первых рейсах "клиперов" "Пан Америкен" и такая "экзотика" как полеты на дирижаблях "Граф Цеппелин" и "Гинденбург" и летающей лодке Do-Х, а также знакомства со многими известными авиаторами того времени, включая известную американскую летчицу Амелию Эрхарт.

Госпожа Адамс была замужем за промышленником Джорджем Адамсом, владельцем кожевенных заводов, который будучи на 40 лет старше своей молодой жены умер в 1929 г., оставив Клару богатой вдовой, располагающей свободным временем и деньгами, чтобы удовлетворить свою страсть к воздушным путешествиям.

Наличие изрядного капитала было непременным условием для такого увлечения, поскольку билет на перелет в один конец до Манилы стоил 950 долларов, что было для того времени огромными деньгами. В Сан-Франциско "Hawaiian Clipper" вернулся 4 ноября.

Хотя М-130 мог принять на борт 46 пассажиров, в Манилу он доставлял лишь девять воздушных путешественников. Большая же часть платной нагрузки составляла почта. Как и в случае с морскими лайнерами, в гражданской авиации государственные контракты на перевозку почты (расценки на перевозки составляли 2 доллара за милю) были очень выгодны для авиакомпании.



Пионер авиации США - M-130 China Clipper

Рейсы из Сан-Франциско в Манилу выполнялись еженедельно, по средам. В Маниле пассажиры пересаживались на S-42, который вез их дальше до Гонконга и Макао.

Пполеты через Тихий океан стали выполнятся по прежнему расписанию -раз в неделю - вплоть до 7 декабря 1941 г.

Нападение на Перл-Харбор застало "Philippine Clipper" (NC14715) на Уэйке, где гидросамолет готовился к вылету на Гуам (по местному времени было уже 8 декабря, поскольку Уэйк и Гавайи также разделяет линия перемены дат). Однако с получением сообщения о нападении летающая лодка была отозвана обратно буквально через десять минут после взлета.



Пионер авиации США - M-130 China Clipper

Затем "Клипер" попал под налет японских бомбардировщиков, но, несмотря на свои размеры, уцелел и вскоре, приняв на борт персонал "Пан Америкен", вылетел в Перл-Харбор.

В 1942 г. самолет был передан американским ВМС. Он был потерян 21 января 1943 г. в авиакатастрофе. В сложных метеоусловиях летающая лодка, выполнявшая рейс из Перл-Харбора, врезался в гору к северу от Сан-Франциско. Все находившиеся на борту 19 человек (в том числе командующий подводными силами Тихоокеанского флота США контр-адмирал Р. Инглиш) погибли.



Пионер авиации США - M-130 China Clipper

Первый М-130 "China Clipper" (NC14716), после вступления США в войну также был передан в 1942 г. ВМС.

В октябре 1943 г. летающая лодка была возвращена авиакомпании и стала выполнять рейсы через Атлантику из Майами в Леопольдвиль (Бельгийское Конго). 8 января 1945 г. "China Clipper", на борту которого находилось 30 человек (из них 12 членов экипажа), затонул после столкновения с препятствием во время ночной посадки в Порт-оф-Спейне. С тонущего самолета спаслись только семеро.



M-130 China Clipper

Хотя Мартину удалось создать прекрасную пассажирскую летающую лодку, его М-130 был построен только в трех экземплярах.

Новых заказов от "Пан Америкен" и других авиакомпаний не последовало. Причиной этому стала высокая цена гидросамолета.

Мартин М-130 стоил в два раза больше своего конкурента - S-42 Сикорского. Если же сравнивать М-130 с сухопутным лайнером Дуглас DC-2, то разница была уже в пять раз!

Фактически, с учетом затрат на опытно-конструкторские работы, себестоимость каждого самолета была еще выше, и фирма Мартин от производства М-130 понесла убытки.



M-130 China Clipper

В посте использована марка из коллекции volynko 

m-130 china clipper, авиация, #авиация, США, Марки, #m-130 china clipper, авиация на марках

Previous post Next post
Up