Тодор Шассерио был самым юным воспитанником Энгра, при этом художник часто ставил его в пример другим ученикам, называя «будущим Наполеоном живописи». Вначале писал картины на классические и религиозные сюжеты, заботясь главным образом о стильности рисунка и внешней красоте изображений, но потом примкнул к группе романтиков и подражал Э. Делакруа.
"Автопортрет в возрасте шестнадцати лет" 73 х 59 Теодор Шассерио , 1835, 73×59 см
В этом втором направлении он особенно успешно трудился после своей поездки в Алжир и на Восток, где приобрёл редкое уменье передавать яркость и жар южного солнца и прекрасно изучил местные типы и быт.
Французский художник.
Его отец, французский посланник в Доминиканской Республике, опасаясь за свою жену и детей во время бунтов чернокожих, в 1822 устроил их в Париж под покровительство своего старшего сына.
Брат Теодора, который был старше него на 18 лет, поддержал раннюю страсть будущего художника к живописи и позднее, будучи влиятельным функционером, обеспечил ему материальную поддержку.
В 1831 Шассерио поступил в мастерскую Энгра, который с первых шагов понял исключительные способности этого юноши и хотел увезти его с собой, получив назначение на пост директора Французской Академии в Риме в 1834; но стесненность в средствах заставила молодого ученика отложить это путешествие.
Он был предоставлен самому себе, но в 15 лет уже окончательно владел своим мастерством и был знаком с известными художниками и писателями. В Салоне 1836 было выставлено 6 его картин, четыре из которых портреты ныне находятся в Лувре («Портрет матери художника», «Адель Шассерио», «Эрнест Шассерио», «Художник Марила»).
"Андромеда, которую нереиды приковывают к скале" Теодор Шассерио , 1840, 92×74 см
Теодор был самым юным воспитанником Энгра, при этом художник часто ставил его в пример другим ученикам, называя «будущим Наполеоном живописи».
Вначале писал картины на классические и религиозные сюжеты, заботясь главным образом о стильности рисунка и внешней красоте изображений, но потом примкнул к группе романтиков и подражал Э. Делакруа.
В этом втором направлении он особенно успешно трудился после своей поездки в Алжир и на Восток, где приобрёл редкое уменье передавать яркость и жар южного солнца и прекрасно изучил местные типы и быт.
После Салона 1839 (где экспонировались, в частности, его картины «Венера Анадиомена» и «Купание Сусанны», Париж, Лувр), он получил заказ, давший ему возможность отправиться в Италию.
Венера Анадиомена Теодор Шассерио , 1838, 65×55 см
Марка 1972-12-30 Индии, Нагаленд: Непочтовые марки из серии "Изобразительное искусство | Обнаженные - нагие" № Col:ND 1972-10 , на марке картина Теодора Шассерио "Туалет Эстер"
Он пробыл шесть месяцев в Риме и Неаполе. Этим временем датируется чудесный портрет Лакордера (1840, Париж, Лувр). После новой встречи с Энгром, между ними стал намечаться разлад.
Нежность, двусмысленное очарование, колоритное волнение фигур Шассерио, показались мастеру, авторитарному и пристрастному, совершенно несовместимыми с его доктриной.
Однако, то ли его начальное образование оставило в нем неизгладимое впечатление, то ли в соответствии со своим воспитанием, но Шассерио на протяжении всей жизни отдавал дань памяти Энгра.
"Туалет Эстер" Теодор Шассерио , 1841
Такие его работы, как «Туалет Эстер» (1842, Париж, Лувр), «Две сестры» (1843, там же), «Портрет мадемуазель Кабаррю» (1848, Кампер, музей), «Тепидарий» (1853, Париж, музей Орсэ) демонстрируют энгристскую линейность и статику.
Аполлон и Дафна Теодор Шассерио , 1845, 53×35 см
Однако с 1842 в искусстве Шассерио утверждаются новые тенденции, растет приверженность к цвету, к более подвижным формам, к любимым всеми романтическими авторами сюжетам (картины и литографии к «Отелло» Шекспира, 1844).
Дездемона Теодор Шассерио , 1849, 42×32 см
Путешествие в Алжир в 1846 подтвердило эти наклонности. Контакт с Востоком открыл искреннее слияние света и движения («Арабские наездники, увозящие погибших», 1850, частное собрание).
Арабские всадники, уносящие погибших с поля боя после стычки со спаги Теодор Шассерио, 1850
Критика хотела видеть в этой новой манере Шассерио подражание Делакруа. Влияние последнего было бесспорным, но слово «подражание» было неверным.
Шассерио, художник сложного темперамента, прекрасно умел сочетать одно с чем-то диаметрально противоположным, создавая оригинальное произведение.
"Мир" Теодор Шассерио
От искусства Шассерио исходит некое таинственное обаяние, вызванное, в большой степени, притягательными и страстными женскими образами. Таковы сестра художника, Адель, Алис Ози («Спящая нимфа», Авиньон, музей), княжна Кантакузен.
Это искусство, одновременно благородное и сладострастное, стало источником творчества двух великих живописцев второй половины XIX в. - Пюви де Шаванна и Гюстава Моро. Благодаря дарам племянника художника, барона Артюра Шассерио, в Лувре представлено большое собрание картин, эскизов и рисунков Шассерио.
Спящая нимфа Теодор Шассерио , 1850, 137×210 см