В наборе Русские и советские картины у меня только одна открытка и обложка с картинами К.С. Петрова-Водкина.
На обложке Деталь картины К.С. Петрова-Водкина "Мать" 1915г.
На обложке Деталь картины К.С. Петрова-Водкина "Мать" 1915г.
На обложке Деталь картины К.С. Петрова-Водкина "Мать" 1915г.
В наборе есть открытка с картиной К.С. Петров-Водкин "Черёмуха в стакане" 1932г. хранящаяся в Государственном Русском музее (в Ленинграде)
картина К.С. Петрова-Водкина "Черёмуха в стакане" 1932г. хранящаяся в Государственном Русском музее (в Ленинграде)
картина К.С. Петрова-Водкина "Черёмуха в стакане" 1932г. хранящаяся в Государственном Русском музее (в Ленинграде)
Кузьма Петров-Водкин - человек земли.
Крепко ступая и врастая в землю шагами, он чувствовал связь с ней. По африканским пустыням и по вязкому пеплу Везувия, по бретонским лесам и пыльным дорогам Самарканда он прокладывал ногами невидимые, извилистые строчки, сшивающие воедино общечеловеческую правду, когда-то утерянную, разделенную на национальные черты и традиции.
открытка "Утро. Купальщицы" Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, 1917, 161×129 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Кузьма Петров-Водкин - человек космоса.
Озарения, предчувствия, сбывающиеся предвиденья были для него такими же реальными, вплетающимися в линию жизни событиями, как учеба в училище или революция в стране.
обратная сторона открытки "Утро. Купальщицы" Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, 1917, 161×129 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Под Солнцем или под Луной - он чувствовал себя дома в любом месте, куда бы ни отправился. Везде это было то же Солнце и та же Луна, и та же планета с закругляющимся, обещающим космическую бесконечность горизонтом.
Восстановление связей, земных и небесных, межнациональных и социальных, связей форм и цветов он считал главным делом художника.
С 1909 по 1917 год Петров-Водкин востребован и знаменит. И в отличие от многих художников, жизнь которых резко меняется после революции, остается востребован и после переворота.
Глобальные перемены в стране он принимает как возможность обновления: возглавляет живописное отделение Высшего художественного училища, берется за реформы в составе Особого совещания по делам искусства, верит в будущее, отправляется в Туркестан с научной экспедицией, лето проводит в Хвалынске, на зиму возвращается в столицу.
Все это время, из долгих самаркандских экспедиций, с лекций и занятий его ждет дома Мара, Мария Йованович, которая сменила фамилию, образ жизни, оставила Париж, отказалась от занятий музыкой, обзавелась на русский манер отчеством и мечтает только об одном - родить Кузьме ребенка, которого он до одержимости ждет уже много лет и заговаривает-заклинает судьбу самым действенным, проверенным способом - живописью. Одну за другой он пишет матерей с младенцами на руках.
Марка 1978 СССР из серии 100 лет со дня рождения Петрова-Водкина картина "1918 год в Петрограде"
В 1918 году Кузьма Петров-Водкин становится одним из учредителей и активных участников Вольфилы (Вольной философской ассоциации). Это была территория свободного мнения, новых идей режиссеров, поэтов, художников, магнит для молодых и голодных студентов. Андрей Белый читал здесь «Симфонии» и доклад «Кризис культуры», Александр Блок - поэму «Двенадцать» еще до того, как она была напечатана, а Евгений Замятин - роман «Мы» как предупреждение об «опасности государственного абсолютизма».
Участники почти не говорили о политике и верили, что революция политическая должна стать прежде всего основой для революции духовной. Главными темами в клубах, кружках и дискуссиях Вольфилы была философия искусства и духовного преображения человека. Все это было еще возможно - даже в начале 1920-х годов. Несмотря на голод, очереди за хлебом, нищету, холод в домах и в залах для дискуссий, многие видели в обваливающемся обветшалом мироустройстве начало возрождения и обновления.
"1918 год в Петрограде (Петроградская мадонна)" Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, 1920, 73×92 см
Петров-Водкин в книге «Пространство Эвклида» писал:
«Переселение народов вширь закончилось, - податься больше некуда…остался, значит, один верх для пространственного благополучия народов: кто выше из них взметнет творческую энергию…Матч предстоял всеземной…»
В это время художник пишет картину «Петроград. 1918» - но картина тут же получает другое название. Как это часто бывает, новое название оказывается таким точным, что его подхватывают и считают настоящим - теперь все называют картину «Петроградской мадонной». Христианский символ надежды, спасения, обновления - в пережившем революцию городе.
"Мать" Кузьма Сергеевич Петров-Водкин , 1913, 102×134 см
"Мать" Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, 1915, 107×98 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
"Мать и дитя" Кузьма Сергеевич Петров-Водкин , 1927, 86×71 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
"Утро. Купальщицы" Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, 1917, 161×129 см Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
открытка "Смерть комиссара" Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
Картину «Смерть комиссара» художник Кузьма Петров-Водкин посвятил гражданской войне в России. На картине изображён смертельно раненный комиссар, который упал на руки ординарца.
На заднем плане изображены красноармейцы, один из которых лежит на земле, а другие уходят вдаль. Картина стала воплощением "трёхцветия", так как при её создании художник использовал зелёный, голубой и охристый цвета.
Полотно было написано мастером к десятилетию Рабоче-крестьянской Красной армии в 1928 году. Для художника Кузьмы Петрова-Водкина, который безоговорочно и сразу принял Октябрьскую революцию, тема красноармейцев была очень близка и естественна. Петров-Водкин писал «Смерть комиссара» в двух вариантах: в первом варианте (который находится в Москве Третьяковской галерее) комиссар умер, а во втором варианте, который сейчас перед вами, комиссар ещё жив.
"Смерть комиссара" Кузьма Сергеевич Петров-Водкин , 1927, 73×91 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Работа «Смерть комиссара» ознаменовала завершение философского этапа в живописи Петрова-Водкина, заняв центральное место в позднем периоде творчества художника и став одним из важных произведений советского изобразительного искусства. В 1978 году в СССР была выпущена марка с репродукцией картины Петрова-Водкина «Смерть комиссара».
Марка 1978 СССР К.Петров-Водкин "Смерть комиссара"
Картина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.