Биография немецкого художника Герхарда Рихтера стала основой для фильма «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка.
Главному герой - художник, еще до строительства Берлинской стены сбежавший на Запад, где его ждало обретение собственного стиля, признание и семейное счастье.
У персонажа по имени Курт Барнерт, сыгранного Томом Шиллингом, есть реальный прототип: знаменитый абстракционист Герхард Рихтер, живой классик, хорошо знакомый и российским зрителям (прямо сейчас на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина можно увидеть его работы).
Доннерсмарк, однако, показывает более ранний этап жизни Рихтера - еще до его модуляции в нефигуративное искусство. Трехчасовое повествование завершается появлением первого ноу-хау: полустертым, размытым перерисовкам реальных фотографий. Этим и объясняется название фильма: так критик на пресс-конференции охарактеризовал любительские снимки, сделанные случайно и без вмешательства художника.
Истинный автор искусства, по мнению Доннерсмарка, - сама жизнь.
И любая художественная новация должна корениться в личном опыте автора. Искренность может проявиться в любой форме, но без нее искусство пусто. И неважно, соцреалистическая агитка это или претенциозная инсталляция - пафосный и пустой модернизм режиссер показывает столь же иронично, как и гэдээровские росписи на тему единства рабочих и колхозников.
картина Вальтера Дёча «Бригада Николая Мамая» (1961).
Творчество у фон Доннерсмарка становится основой повествования, раскрывающего социальное, политическое и художественное наследие, которое нацизм оставил послевоенному поколению немцев. Представителем этого поколения является и главный герой фильма по имени Курт Барнерт (его сыграл Том Шиллинг), прототипом которого стал Герхард Рихтер, один из самых дорогих ныне живущих художников.
картина Бернхарда Франке «Молодой интеллект в химии» (1968/1969).
Идея, в общем, не нова, но мало кому удавалось выразить ее с такой силой и честностью. Главный герой, несмотря на юность (в конце фильма ему около 30), успел пережить много трагедий. В детстве - войну и гибель любимой тети в газовой камере; в юности - потерю нерожденного ребенка. Плюс, как настоящий Рихтер, да и сам Доннерсмарк, Барнерт несет подсознательный груз вины за всё прошлое своей страны и пытается его искупить в искусстве. Получается, к счастью, у всех троих.
Детство героя, прототипом которого стал Герхард Рихтер.Фото: Courtesy of Sony Pictures Classic
Главный антагонист здесь - директор гинекологической клиники, ставший тестем Барнерта.
Себастьян Кох в роли профессора Карла Зебальда, нераскаявшегося нациста-гинеколога.Фото: Caleb Deschanel / Courtesy of Sony Pictures Classic
Господин Зебанд («Профессор Зебанд!» - поправляет тот) был лучшим в своем деле, он лечил жен Геббельса и Геринга, и именно ему нацисты поручили заботу о будущей чистоте арийской нации.
Антигерой - тесть Барнерта, нераскаявшийся нацист-гинеколог, на чьей совести принудительная стерилизация и уничтожение невинных, которого пугающе достоверно сыграл Себастьян Кох.
Попав в плен после разгрома фашистов, доктор чуть не погиб, но удачно помог жене офицера советской армии во время родов - и продолжил благополучную жизнь уже при новой власти. Только теперь он говорил речи о торжестве коммунизма.
Оливер Мазуччи в роли профессора Антониуса ван Вертена, прототипом для которого послужил Йозеф Бойс.Фото: Caleb Deschanel / Courtesy of Sony Pictures Classic
Перед показом в нью-йоркском Музее современного искусства (МоМА) фон Доннерсмарк рассказал, что все самые невероятные сцены его нового фильма основаны на реальных событиях. Фильм и вправду оставляет очень правдоподобное впечатление. Впрочем, не для всех. Сидевший рядом со мной на показе дилер Антон Керн, сын Георга Базелица, назвал фильм «китчем».
Выразил недовольство результатом и сам Рихтер в опубликованном в журнале New Yorker материале о фильме. Перед началом съемок он сотрудничал с творческой группой, консультировал режиссера и даже разрешил пригласить его ассистента для воссоздания своих новаторских полотен.
Источник: iz.ru,
https://www.theartnewspaper.ru/posts/6514/