Напряжённая международная обстановка заставляла задумываться о высотной военной авиации, недоступной для истребителей того времени и зенитных орудий. Кроме того, у нас хотели исследовать недавно открытые космические лучи - естественно ионизирующее излучение, приходящее на Землю из космоса.
Марка СССР 1933, ноябрь. Авиапочта. Полет стратостата «СССР-I», Стратостат в полете, фиолетовая, номер по каталогу № 437, Mi:SU 455, Sn:SU C39, Yt:SU PA40, Sg:SU 636, AFA:SU 462, Zag:SU 343, номинал - 20 коп.
Данных, которые получали с помощью беспилотных стратостатов, было недостаточно, и 30 сентября 1933 года взлетел первый советский пилотируемый стратостат - «СССР-1». Экипаж, состоявший из командира корабля летчика Прокофьева, инженера Годунова, радиста Бирнбаума, достиг рекордной высоты 19 км и пробыл на ней более 2 часов.
7 ноября 1933 г. в газетах были опубликованы научные итоги полета стратостата «СССР-1». Оказалось, что, если на Земле космические лучи вызывают в одном кубическом сантиметре воздуха появление 1-2 ионов в секунду, то на высоте 12 километров - 226, а на высоте более 15 километров - 340-360. Исследование необходимо было продолжить: в стратосферу должен был подняться профессиональный физик. Выбор пал на Илью Усыскина.
Солдаты выполняют роль балласта стратостата «СССР-1»
Стратостат «Осоавиахим-1». Подготовка к запуску
Альтернативу стратостату «СССР-1» нашли сразу: в эти же дни в Ленинграде создавался его аналог. Правда, если в Москве это делали по государственному заказу для ВВС, то в Ленинграде этим занималась общественная организация Осоавиахим под контролем лично С.М.Кирова. Разработку проекта возглавлял инженер А.Васенко, расчет полета делал военный воздухоплаватель П.Федосеенко.
стратостат «Осоавиахим-1», - носил имя общественно-политической организации «Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству»
Метеорологическое обеспечение было возложено на изобретателя радиозонда профессора П.А. Молчанова. Руководство научной программой полета осуществлял академик А.Ф. Иоффе.
Проверку готовности аппарата к полету проводила прибывшая из Москвы специальная комиссия. Вывод гласил: гондола имеет существенные конструктивные недостатки, и выпускать ее в таком состоянии в полет с людьми нельзя. Самые серьезные проблемы заключались в обеспечении безопасности полета и аварийного спуска. Полет задержали, но исправить отмеченные комиссией недостатки не удалось. Тем не менее, было все же решено полет совершить.
Стратостат должен был стартовать 30 сентября 1933 г., в тот же день, что и «СССР-1», однако неудовлетворительные метеоусловия не позволили осуществить запуск.
Марка СССР из серии 1944, февраль. Авиапочта. Памяти советских стратонавтов «Осоавиахим-1», И.Д.Усыскин, зелёно-серая, номер по каталогу № 880N, номинал - 1.00 руб.
Ленинградский стратостат получил название «Осоавиахим-1». К концу 1933 г. он был полностью собран, но требовалось еще время, чтобы разместить в гондоле все необходимое оборудование и начать проверку обеспечения безопасности полета. Времени для этого было еще достаточно: самым благоприятным месяцем для запуска, как утверждали метеорологи, был август. Предложение совершить его в конце января застало всех участников подготовки к полету врасплох. Свидетельства очевидцев зафиксировали слова Сталина:
Вот вам и подходящий момент его опробовать. Почему бы и самому конструктору не принять участие в полете?
Запуская в полет неподготовленный для этого должным образом аппарат, Сталин лично подписал его экипажу смертный приговор. Не первый и далеко не последний в своей жизни. По приказу Ворошилова аппарат немедленно погрузили на железнодорожную платформу и доставили в Москву: старт предписывалось произвести в столице в день открытия съезда.
Павел Федосеенко
Советский стратостат «Осоавиахим I» с тремя аэронавтами - П.Ф. Федосенко, И.Д. Усыскиным, А. Б. Васенко - стартовал 30 января 1934 года из Москв
Стратостат поднялся в воздух из подмосковного Кунцева. Через 8 минут радиостанция на летном поле с позывными «Земля» приняла первые сигналы «Сириуса».
Илья Усыскин
К 11.00 была достигнута высота 21000 м. В 11.49 связь оборвалась. В 13.00 экипаж опять вышел на связь, объяснив, что «молчание» в эфире было обусловлено большим объемом работы по сбору научных данных, но потом уже связи не было.
Приборы, исследованные после катастрофы, показали рекордную высоту подъема стратостата - 22000 м. Но после этого началась болтанка, стропы оборвались, и гондола без оболочки с громадной высоты, набирая скорость, устремилась к земле. Стрелки на часах Васенко замерли в 16 часов 23 минуты.
Больше никаких сигналов на землю не поступало. Полет действительно, как это и было предсказано метеорологами, завершился гибелью экипажа.
Первый в истории зимний полет стратостата закончился катастрофой.
При разборе катастрофы было установлено, что предельная высота подъема составила 22 км. Стратостат упал после начала снижения.
На торжественных похоронах урны с прахом аэронавтов несли руководители страны (Сталин, Молотов, Ворошилов)
Саранск Памятник "Героям-стратонавтам"
На торжественных похоронах урны с прахом аэронавтов несли руководители страны (Сталин, Молотов, Ворошилов). Захоронены в Кремлёвской стене. Этим полетом завершилась, по сути дела, целая эпоха в аэрологии, когда осуществлялись «пассивные» подъемы людей и приборов в стратосферу на воздушных шарах.
Марка СССР 1964, апрель. Памяти советских стратонавтов, Памятник стратонавтам в Саранске. Без зубцов, серо-коричневая, голубая, номер по каталогу№ 3022, номинал- 10 коп.
Трём стратонавтам установлен памятник в Саранске, в честь них назван проезд в Москве. Посёлок Потиж-Острог Инсарского района Мордовии, близ которого упал стратостат, был переименован в село Усыскино.
Они погибли, но установили непревзойдённый мировой рекорд. Морально ли засчитывать такие рекорды, жертвами которых стали люди?
Советские руководители часто шли на необоснованный риск в погоне за приоритетом и престижем. Этот экипаж получил посмертную славу, а первый остался в относительной безвестности. Выходит, что слава достаётся только мёртвым.
Источник: itnan.ru
В статье использованы марки из коллекции
volynko и картинки из интернета.