В 1930 году, после всего лишь двух лет работы в Нокс Колледже, Доротея Таннинг переехала в Чикаго, где остановилась у друзей, с которыми когда-то познакомилась во время работы в библиотеке. Работая в ресторане, посещала вечерние курсы в Чикагском Институте Искусств. В Чикаго ее научили коммерческой иллюстрации, и до самой смерти Таннинг с точки зрения техники оставляла позади почти всех коллег-мужчин.
Доротея Таннин
Будучи по большей части художником-самоучкой, Таннинг активно посещала музеи и галереи. В 1934 году она организовала свою первую выставку в галерее книжного магазина в Новом Орлеане и показала серию акварелей.
Доротея Таннинг Карикатура для побережья, май 1938 г. Бумага, тушь
Через несколько месяцев, весной 1935 года, она переехала в Нью-Йорк, где уже принимала коммерческие заказы и впервые столкнулась с сюрреализмом. Все это время, с 1936 года до начала 1940-х Таннинг много путешествовала.
Доротея Таннинг Карикатура для побережья , июль 1938 г. Чернила на бумаге
Доротея Таннинг Карикатура для побережья , август 1938 г.Чернила на бумаге
Доротея Таннинг Портрет Марии Луизы 1938 Холст, масло 20 х 16 дюймов.
Доротея Таннинг Портрет Гуннара Танинга 1939Холст, масло19 5/8 x 15 3/4 дюйма.
Сперва она отправилась в Калифорнию, затем жила в Европе вплоть до начала Второй мировой войны.
Доротея Таннинг на борту Gripsholm в Нью-Йорк, 1939 год.
Когда Таннинг и в июле 1939 года села на пароход «Новый Амстердам» вернулась в Нью-Йорк. В 1940 году, она продолжила писать картины на заказ и создала серию рекламных роликов для универмага Macy’s.
Доротея Таннинг Модная реклама Macy's c. 1940 г.
Доротея Таннинг Модная реклама Macy's c. 1940 г.
Доротея Таннинг, Сан-Франциско, 1937 год.
Это событие оказалось судьбоносным для талантливой художницы, ведь там она была представлена известному торговцу произведениями искусства, владельцу собственной галереи в Нью-Йорке Жюльену Леви, который обожал окружать себя американскими художниками-авангардистами и сюрреалистами и, конечно же, сразу же заинтересовался работой Таннинг.
Год спустя она попадает на выставку современного искусства «Фантастическое искусство, дада и сюрреализм», которая стала поворотной в ее творчестве. В Музее современного искусства и нашла свой путь:
Вокруг меня были знаковые работы, столь мощные, глубокие, соблазнительные и извращенные - не без этого,- что я полностью погрузилась в них.
Доротея Таннинг Музыка Hath Charms 1940Холст, масло18 х 16 дюймов.
Ее сотрудничество с известным арт-дилером и галеристом Жюльеном Леви (а именно он познакомил американцев с работами Фриды Кало , а позже - Сальвадора Дали) принесло свои плоды: художница чаще выставляла свои работы, картины стали покупать.
Доротея Таннинг Парижский полдень (Hôtel du Pavot) 1942г. Холст, масло40 1/2 x 17 3/4 дюйма.
Доротея Таннинг Напряжение1 942 Холст, масло11 1/8 x 12 1/8 дюйма.
“Портрет в декабре”, 1940. Частное собрание
В 1942 году, когда, спасаясь от войны, в Нью-Йорк переехал весь «цвет» европейских сюрреалистов, Доротея Таннинг вошла в группу Андре Бретона. Известность Таннинг начинается с картины "День рождения" (1942).
День рождения Доротея ТаннингЖивопись, 1942, 102.2×64.8 см Художественный музей Филадельфии, Филадельфия
Полотно привлекло внимание арт-дилера Джулиена Леви и европейских сюрреалистов. Их тогда в Нью-Йорке было много: в Старом Свете бушевали борцы с дегенеративным искусством и низшими расами во главе с художником-неудачником Гитлером.
Доротея Таннинг Портрет Мюриэль Леви1943г.Холст, масло24 х 20 1/4 дюйма.
Однажды, отбирая картины для выставки «30 художниц», которую вознамерилась провести знаменитая Пегги Гуггенхайм, ее муж, художник Макс Эрнст, заметил автопортрет Доротеи, картину «День рождения», и после знакомства с художницей был пленен оригиналом. Макс и Доротея полюбили друг друга.
Доротея Таннинг Эйне Кляйне Нахтмюзик 1943 Холст, масло 16 1/8 x 24 дюйма. Коллекция Тейт, Лондон
Доротея Таннинг Пейзаж Аризоны 1943г. Холст, масло 11 х 8 дюймов.
Доротея Таннинг Зеленое солнце с пиратами 1943г. Холст, масло20 х 16 дюймов.
В 1944 году прошла первая персональная выставка Доротеи Таннинг в галерее Жюльена Леви.
Доротея Таннинг Fête Champêtre 1944г. Холст, масло 30 х 36 дюймов.
Доротея Таннинг Автопортрет 1944г. Холст, масло24 х 30 дюймов. Музей современного искусства Сан-Франциско
В том резком месте, где планетарные потрясения поставили свою подпись: теперь безмятежные памятники, которые, насколько кому-то было небезразлично, были здесь всегда, я бралася - «смею» было бы более верным словом - рисовать неокрашиваемые . Одного года хватило, чтобы осмотреть это в линзе памяти (это не было сделано на месте, как обычно делали художники: сажали свои шаткие мольберты в песок или сланец, ветер и солнце; окунали кисти в шарики с краской и надеждой), чтобы , в студии наедине со своей мечтой я бы записал это как дневниковую запись, вот так.
- По ее собственным словам к картине.
Доротея Таннинг, Седона, Аризона 1943 г.
Продолжение следует.
Источник:artchive.ru
Статья проиллюстрирована изображениями картин из Интернета