Опера Сергея Прокофьева "Любовь к трем апельсинам"

Dec 30, 2024 23:50


30 декабря 1921 года в Чикаго под управлением автора Сергея Сергеевича Прокофьева была впервые исполнена опера "Любовь к трем апельсинам". Премьера прошла с большим успехом.
"Любовь к трем апельсинам" - первое "легко-веселое" творение молодого Сергея Прокофьева, аллегорическая опера-сказка, опера-шутка, которую композитор написал в 1919 году, когда жил за рубежом. Однако замысел ее был связан с театральными впечатлениями дореволюционной России.

image You can watch this video on www.livejournal.com




Музыку композитор сочинял буквально с часами в руках: "Надо жать, жать, а то в этой опере столько всяких событий, что мой знаменитый лаконизм грозит превратиться в бесконечную болтовню". В итоге в опере - ни одной лишней ноты. Опера сочинялась молниеносно, либретто было написано самим Прокофьевым в скоростных поездах при перемещениях из Нью-Йорка в Чикаго и обратно. Прокофьева беспокоило, что в революционные годы, "во время борьбы и судорог всего мира" он пишет бесконечно оптимистичное произведение на "беспечный" сюжет. Но сказка всегда восхищает. Независимо от того, верите вы в чудеса или нет...



В 1914-1915 годах Всеволод Мейерхольд издавал журнал "Любовь к трем апельсинам".

Его название было заимствовано из широко известной сказки Карло Гоцци, созданной в традициях народного театра масок. В первом номере этого журнала была опубликована вольная сценическая обработка этой сказки, которую и прочитал молодой композитор.
Сергея Прокофьева привлек в ней оригинальный фантастический сюжет, а также остроумное смешение сказки, шутки, сатиры. Партитура оперы была завершена к октябрю 1919 года.
18 февраля 1926 года постановку "Любви к трем апельсинам" осуществил ленинградский Академический театр оперы и балета, а в 1927 году - Большой театр в Москве.



Российскую премьеру второй оперы Прокофьева от мировой отделяло чуть больше четырех лет. После относительного успеха в Чикагской опере, по заказу которой "Апельсины" и были написаны (премьера 30 декабря 1921 года), и провала спектакля на гастролях в Нью-Йорке, куда его рискнули вывезти, Сергей Прокофьев пытался заинтересовать своим произведением европейские театры. Но понадобилось еще несколько лет, чтобы слава композитора окрепла и партитуру "Апельсинов" запросили городской театр Кельна, Берлинская Штаатсопер, театры Майнца, Цинциннати и ленинградский ГАТОБ - так, Государственным академическим театром оперы и балета, или сокращенно Акоперой, назывался тогда Мариинский.



Вторая картина II действия. Праздник перед дворцом. Фото © ЦГАКФФД СПб

Для "своих" Сергей Прокофьев выторговал у издательства Сергея Кусевицкого, где печатались его произведения, скидку за предоставление нотного материала "Апельсинов" и согласился, что запрошенный гонорар в тысячу долларов театр выплатит ему не за один сезон, а за два, - так велико было его желание увидеть свою оперу в любимом городе.

Прокофьев, посетив спектакль в феврале 1927-го, во время своего первого гастрольного тура в СССР, был в восторге, признав постановку наиболее удачной из всех виденных им. Он был уже достаточно наслышан о ней от парижских друзей, побывавших в Ленинграде. Увидеть спектакль на родной сцене и на русском языке (за границей его пели, как тогда было принято, на языке публики) было едва ли не главной целью поездки композитора в Ленинград.
Отчитываясь о поездке в "Эсэсэсэрию" Кусевицким, Прокофьев с удовольствием резюмирует: "Видел в Мариинке "Апельсинов", очень весело поставлено, в июне их привезут в Париж, уже подписана командировка. Но Большой театр собирается поставить их еще шикарней, и теперь идет бой, кому из двух театров поехать в Париж". Увы, парижские гастроли ни московского ГАБТа, ни ленинградского ГАТОБа, которые обсуждались в 1927-м, не состоялись.

опера

Previous post Next post
Up