18 ноября 1842 года император Николай I издал указ о построении первого постоянного моста через Неву, который должен был соединить Васильевский остров с Английской набережной. Мост cчитается границей между рекой Невой и началом Финского залива - Невской губой. Cооружение Благовещенского моста стало одной из трех грандиозных построек первой половины XIX века наряду с железной дорогой из Санкт-Петербурга в Москву и Исаакиевским собором.
До появления Благовещенского моста берега реки соединяли только наплавные мосты.
часовня, освещённая в честь св. Николая Чудотворца.
Автором проекта стал инженер Станислав Кербедз, придумавший использовать при строительстве арочные конструкции из чугуна. В создании моста принимал участие знаменитый архитектор Александр Павлович Брюллов, спроектировавший газовые фонари и красивую чугунную ограду с трезубцами Нептуна и фигурками морских коньков.
Миниатюрная часовня Николая Чудотворца - вклад архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера.
Строительство решено было вести там, где в Неву впадал Крюков канал. При этом часть канала была заведена в трубу и засыпана, на этом месте возникла Благовещенская площадь (сейчас площадь Труда) с Благовещенской церковью Конногвардейского полка в центре. Изменилась и набережная со стороны Васильевского острова на правой стороне Невы - она была значительно раcширена.
Легенда гласит, что император Николай I очень серьезно относился к сооружению первого большого моста в Санкт-Петербурге, и чтобы заставить строителей работать добросовестно, он пообещал руководившему их работой Кербедзу, что будет повышать его в чине на одну ступень после завершения каждого пролета моста. Не исключено, что так оно и было, поскольку пролетов у завершенного Благовещенского моста было сделано целых восемь. Длина моста составила 331 м, ширина проезжей части моста равнялась 18 м, а ширина тротуаров - по 3 м.
Первоначально мост был назван Благовещенским в честь одноименной церкви. Он стал самым первым разводным мостом, построенным в северной столице. Открытие моста состоялось в 1850 году. В 1855 году, после кончины императора Николая I, мост переименовали в Николаевский.
В 1918 году мост был переименован в мост лейтенанта Шмидта - участника революции 1905, возглавившего мятеж на крейсере "Очаков" в Севастополе. В 1936-1938 годах был фактически отстроен заново по проекту и под руководством профессора Григория Петровича Передерия. Заклепки были заменены электросваркой. Старинные брюлловские фонари, украшавшие Николаевский мост, были установлены на Марсовом поле в Петербурге, чугунную ограду поставили на новый мост, построенный в Калинине (Твери).
В конце 2005 года началась реконструкция переправы. Новый мост стал шире на 13 м, увеличилась ширина проезжей части и тротуаров. Мосту вернули арочный вид, на нем появились барьеры, разделяющие встречные полосы, убрали трамвайные пути.
10 апреля 2007 года разводной пролет пропустил первые речные суда, а 15 августа того же года состоялось торжественное открытие реконструированной переправы, после чего мосту вернули историческое название - Благовещенский.