Лазание без веревок или страховочной системы - это не сумасшествие. Используя только альпинистскую обувь и магний, свободное соло - самый чистый и опасный способ лазания. Лишь немногие на это способны.
Мэтт Буш после пятой балетной позиции на стене. Фото: Мэтт Буш
Фри-соло Мэтта Буша в Роклендсе, Южная Африка. Фото: Мэтт Буш
Чистое скалолазание
Фри-соло - это почувствовать себя ближе к природе, привязаться к скале и ощутить дуновение абсолютной свободы. Это искусство. Но это длительный процесс обучения, включающий как физическую, так и умственную подготовку. Цена малейшей неудачи - сама жизнь.
Фри-соло Стефа Дэвиса «Outer Limits» в национальном парке Йосемити. Фото: Дин Фидельман
Что происходит в голове свободного солиста? Как они готовятся? Как они справляются со страхом? Как они могут стоять на вертикальной стене, где любой поскользнуться означает смерть?
После незабываемого фильма «Свободное соло», в котором Алекс Хоннольд сразился с Эль-Капитаном, фри-соло привлекло международное внимание. Здесь мы рассмотрим опыт трех других отличных скалолазов-фри-соло: Мэтта Буша, Стефа Дэвиса и Александра Хубера.
Александр Хубер исполняет фри-соло Хассе Брандлер Диреттисима на Чима-Гранде в Доломитовых Альпах. Фото: Коллекция Александра Хубера
Стремление к свободе
«Для меня скалолазание в одиночку - это самый интенсивный способ столкнуться со скалой»,
- написал Александр Хубер в своей книге «Свободное соло: восхождение без защиты и без ограничений».
«Эволюционировать на скале таким свободным образом - невероятное чувство. Это движение в другую реальность, в пространство между бытием и небытием, в котором сознание настолько глубоко, что от чистого напряжения кажется, будто слышишь треск воздуха. Вот почему в скалолазании свободным соло гораздо больше интроспекции, чем восхождения».
Александр Хубер на «Коммунисте» в Шлейере, Австрия. Фото: Хайнц Зак
Фри-соло - это образ жизни.
Лазание по стенам не имеет смысла, но для многих это форма самосовершенствования и окончательное освобождение. Не зависящий от какой-либо защиты следующий уровень.
«Моя свобода значит для меня все»,
- пишет американский альпинист, бейс-джампер и пилот вингсьюта Стеф Дэвис.
Мэтт Буш в Кейптауне. Фото: Микки Визведель
«Для меня в этом и был смысл быть альпинистом и раствориться в странствующем образе жизни. Я хотел заниматься своими делами и лазить по скалам. Ешьте суп в кузове моего грузовика ночью с моей собакой и просыпайтесь, когда снова взойдет солнце».
Дэвис считает фри-соло максимальной личной свободой.
Стеф Дэвис совершает восхождение на «Первертикальное святилище» на Алмазе Лонгс-Пик. Фото: Брайан Кимбалл
Личный выбор
В альпинистском сообществе фри-соло привлекает одних и является запретной темой для других. Они считают, что о фрисолдинге лучше не упоминать, чтобы не спровоцировать других на ненужный риск. По этой причине многие свободные солисты избегают его обсуждения. Их свободные соло-восхождения - это глубоко личные действия.
Некоторые восхищаются свободным соло-лазанием и мечтают о том же ощущении абсолютного контроля над телом и разумом. Идеальная гармония чистоты и тишины. Но это не значит, что они собираются выйти и делать то же самое.
Castleton Tower, 120-метровая колонна в пустыне Юты. Дэвис прошел фри-соло по Северной стене в 2008 году. Фото: Кристл Райт.
Мэтт Буш, южноафриканский альпинист, который 80% времени занимается свободным соло, не хочет давать бесплатные советы по соло. Он предпочитает не поощрять других. Он не хочет нести ответственность за то, что делают другие люди.
«Я спрашиваю себя, что бы я делал, если бы прожил свою жизнь без ограничений? Ответ - фри-соло»,
- сказал Буш о своем решении начать фри-соло.
Мэтт Буш поднимает человеческий флаг в Седерберге, Южная Африка. Фото: Мэтт Буш
Мэтт Буш делает «флаг» в Седерберге, Южная Африка. Фото: Мэтт Буша.