Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина устроил сказочное путешествие в мир иллюстраций Владимира Конашевича, а также Эрика Булатова, Олега Васильева, Ильи Кабакова и Виктора Пивоварова. Любимые книжные рисунки - не только из частных коллекций, но и из запасников музея, - изумительная выставка «Сказочники» проходила в музее весной-летом. Заглянем?
«Плывет, плывет кораблик…» на иллюстрации Владимира Конашевича
«Владимир Михайлович Конашевич (1888-1963) - один из ведущих художников книги середины ХХ века. Он получил известность как оформитель произведений отечественных и зарубежных писателей и поэтов - Пушкина, Маяковского, Чуковского, Маршака, Барто, Михалкова, Перро, Андерсена, а также сказок народов мира - русских, французских, китайских.
Владимир Михайлович был первым иллюстратором книг Чуковского и Маршака. На выставке представлены около 200 произведений художника 1930−1960-х годов» - ориентируют публику организаторы, представляя замечательную выставку.
За каждой иллюстрацией Конашевича - целый мир нашего сказочного детства!
Выставка «Сказочники» приурочена к целому циклу проектов в рамках Года литературы. Самую большую часть выставки занимают иллюстрации Конашевича, а художники-нонконформисты, предлагая свое видение мира книжных сказок, выступают в роли «наследников» художника. Таков замысел организаторов.
«Сделать выставку Конашевича было нашей давней мечтой, и она связана с нашим собственным любовным отношением к этому материалу и теми прекрасными воспоминаниями детства и юности, которые живут в нас"
- рассказывает директор музея Марина Лошак.
Тематически и хронологически организаторы выставки разделили выставочное пространство на три части. Первая часть состоит из ранних работ Владимира Конашевича (целое царство!), вторая - из работ нонконформистов, и третья - из иллюстраций Конашевича к изданию для взрослых под названием «Атлас переливания крови».
Открывают выставку 200 ранних работ Владимира Конашевича. Сначала он был первым иллюстратором Маршака и Чуковского, а позднее и сказок Агнии Барто и Ганса Христиана Андерсена. Из всей плеяды представленных художников только Конашевич считал своим истинным призванием рисовать для детей.
Лишь начав вспоминать книги, проиллюстрированные художником, листаем - не можем остановиться! Эти образы просто впечатались в память…
Воспитанный в классических художественных традициях Серебрянного века, и работавший в сталинское время, которое постоянно склоняло хужожников к реализму, Конашевич сумел сохранить свой стиль. Авангардные, утонченные и изящные орнаменты - изгнанные из официальной советской школы, все равно продолжали жить в детской литературе.
Илья Кабаков писал:
Я испытал значительное влияние творчества „отца иллюстрации“, Владимира Конашевича… Он создал стиль сентиментального рисунка для детей. Впоследствии этот стиль был фактически канонизирован.
Узнать стиль Конашевича можно не только по рисункам, но и по… буквам и цифрам.
Филигранно созданные буквы алфавита художник рисовал для своей дочери в письмах, находясь далеко от дома. Потом, созданный им детский алфавит стал первой его авторской книгой.
Сначала я должен хорошенько подумать, как я буду делать рисунки. Ведь русские сказки я буду иллюстрировать совсем не так, как китайские, а китайские не так, как эстонские…
Затем в сказках я должен найти самые интересные, самые важные события, к которым я сделаю картинки. И продумать весь план иллюстрирования книги. Вот теперь я могу приступить к работе
- Владимир Конашевич.
Нонконформисты и детская книга
Вторая часть выставки посвящена книжной графике Эрика Булатова, Олега Васильева, Ильи Кабакова и Виктора Пивоварова. В 1950-е годы многие художники-нонконформисты вынуждены были сотрудничать с издательствами, так требовала система. Работали с издательствами «Детская литература» и «Малыш», в которых продолжали свои творческие эксперименты.
Илья Кабаков отдавал предпочтение иллюстрациям, посвященным детской научной литературе.
В книгах о строгих знаниях художник экспериментирует со стилями и техниками, которые потом можно без труда угадать в его тотальных инсталляциях. Всего на выставке можно увидеть 10 работ художника, датируемых концом 1960-х годов.
В 50-ти работах Виктора Пивоварова легко узнать стиль автора. В детской зарубежной литературе художник сразу разглядел философский и «взрослый» смысл сказок.
«Веселые картинки»: автор знаменитого лого - В. Пивоваров!
Виктор Пивоваров оформил более 50 книг, сотрудничал с журналами „Знание - сила“, „Мурзилка“ и „Весёлые картинки“ (именно он создал знаменитый логотип этого журнала, состоящий из „букв-человечков“).
Известность ему принесли иллюстрации к детским книгам, особенно к сказкам Г. Х. Андерсена» - напоминают организаторы выставки.
…в своем „Оле-Лукойе“ я свёл Андерсена и Босха. Я слил в единое целое андерсоновские мечты, фантазии своего убогого впечатлениями детства и авангардную психоделику Босха
- увлечение своей художественной юности Виктор Пивоваров.
Творческий тандем Эрика Булатова и Олега Васильева посетители выставки могут оценить в иллюстрациях, представленных в разделе «эры иллюстраций» с 1959 по 1989 год.
Это работы к сказкам «Золушка» и «Спящая красавица» Ш. Перро и «Чудесному путешествию Нильса с дикими гусями» С. Лагерлёф.
Мы выработали такого художника, который был не Олегом Васильевым и не Эриком Булатовым. Это был некто третий. Все наши книжки проиллюстрированы этим художником
- Эрик Булатов.
Позже каждый из художников отойдет от детского рисунка и реализует себя во «взрослом» творчестве. Илья Кабаков - в инсталляциях, Олег Васильев и Эрик Булатов посвятят себя живописи, Виктор Пивоваров отдаст предпочтение живописи и керамике. Но до этого самостоятельного пути каждый смог отточить свой собственный, узнаваемый стиль и манеру, витая в облаках мира «детских» фантазий.