Жил-был в свое время предприимчивый пан Антоний Янчевский. Имя его стало известно в землях польских и литовских в конце XVII - начале XVIII веков, во время эпидемии черной смерти - чумы. Люди были готовы отдать последнее, чтобы спастись от напасти.
Янчевский, меж тем, на скорую руку возвел скит в Свентокшиских горах (горы Святого Креста) и представился святым отшельником, которому Дева Мария даровала благодать исцеления. Толпы страждущих стали стекаться к чудотворцу. Деньги и материальные ценности потекли в руки Янчевскому рекой. Он укрепил скит до крепости, завел дружину лихих людей и начал подрабатывать не только лже-исцелением, но и обычными грабежами соседских имений.
Шляхтичи, увидя непотребство, изловили грабителя и обманщика и посадили в тюрьму в городе Кракове. Но из нее Янчевский легко сбежал, подкупив стражу. И в своем ските он снова начал пропагандировать исцеление, уверяя, что был не в застенках, а на аудиенции у самого Папы Римского. Он долго занимался своим ремеслом, но в итоге все же загремел на каторгу, откуда выбраться уже не смог.
Ходят легенды, что Янчевский прикапывал свои сокровища то тут, то там. Польские кладоискатели вооружились МД и отправились в Свентокшиские коры на место обители авантюрист. И таки да, нашли клад! В него входят золотые и серебряные монеты 17-18 веков. Среди наиболее интересных монет - гамбургский дукат 1648 года с изображением Мадонны с Младенцем, переделанный на подвеску.
Клад направлен в музей, а поиски с металлоискателями продолжаются.