Имя "Аврора" (в древнеримской мифологии богиня утренней зари) крейсер получил в честь фрегата, защищавшего Петропавловск-Камчатский во время Крымской войны 1853-1856 годов.
Крейсер "Аврора" был заложен в Санкт-Петербурге на судостроительной верфи "Новое адмиралтейство"
Крейсер "Аврора" был заложен в Санкт-Петербурге на судостроительной верфи "Новое адмиралтейство" 4 июня 1897 года, спущен на воду 24 мая, по другим источникам 11 мая 1900 года, вступил в строй боевых кораблей флота России 29 июля 1903 года.
Крейсер предназначался для ведения разведки, уничтожения торговых судов неприятеля, прикрытия линейных кораблей от атак вражеских миноносцев, для несения дозорной службы.
1905 год
В 1917 году экипаж "Авроры" активно участвовал в февральских и октябрьских революционных событиях, а также последовавших за ними гражданской войне и отражении иностранной интервенции. 25 октября 1917 года "Аврора" по сигнальной ракете открыл огонь по Зимнему дворцу.
«Аврора» у Франко-русского завода, 1917 г.
В 1922-1923 годах крейсер был введен в строй и стал учебным кораблем, на котором до 1940 года проходили корабельную практику курсанты военно-морских училищ.
В ходе Великой Отечественной войны во время ленинградской блокады "Аврора" стоял у стены в порту Ораниенбаума (ныне г. Ломоносов) и подвергался фашистским обстрелам и бомбардировкам.
«Аврора» в Ораниенбауме, 1944 г.
В 1948 году крейсер был пришвартован у Петроградской набережной Ленинграда и до 1956 года использовался в качестве учебной базы Ленинградского нахимовского училища.
Крейсер «Аврора».
Впоследствии его превратили в корабль-музей. По сегодняшний день крейсер является филиалом Центрального военно-морского музея.