Гюстав Кайботт - французский коллекционер и живописец, представитель импрессионизма.
Автопортрет Гюстав Кайботт , 1889 Местонахождение: Частная коллекция
В 1873 г. Кайботт поступил в школу изящных искусств, но, по-видимому, учился в ней недостаточно серьезно. В это же время Кайботт встретился и познакомился с несколькими художниками, работавшими вне рамок официальных французских академий, в том числе с Эдгаром Дега и Джузеппе де Ниттисом, и посетил первую выставку импрессионистов в 1874 г. (но не участвовал в ней).
После смерти отца в 1874 г. и матери в 1878 г. Гюстав получил солидное состояние, что позволило ему заниматься живописью, не заботясь о продаже своих работ. У него также появилась возможность участвовать в финансировании выставок импрессионистов и поддерживать его коллег и друзей-художников (в том числе Клода Моне, Огюста Ренуара, Камиля Писарро и др.), покупая их работы, а также - по крайней мере, в случае Моне - оплачивая аренду студии.
Длительное время репутация Кайботта как мецената была значительно выше, чем его репутация художника. Через семьдесят лет после его смерти историки искусства начали пересматривать его художественное наследие.
Кайботт использовал свое состояние для финансирования различного рода хобби, которыми он занимался с большим воодушевлением. Он занимался даже дизайном текстиля - женщины на его картинах «Мадам Буассьер с вязаньем» (1877 г.) и «Портрет мадам Кайботт» (1877 г.), вероятно, работали по образцам, созданным Кайботтом.
Гюстав Кайботт Мадемуазель Буасьер за вязанием. 1877 г. 65,1 × 80 см Музей изящных искусств, Хьюстон, США
Одним из серьезных увлечений художника было коллекционирование почтовых марок.
За свои достижения Кайботт (после его смерти) был записан в почетный «Список выдающихся филателистов» как один из «отцов филателии». Его филателистическая коллекция теперь находится в Британском музее.
На портретном блоке ЦАР 2013г. есть иллюстрация картины художника «Байдарочники»
На втором блоке мы можем видеть картины Кайботта «Парижская улица в дождливую погоду», «Молодой человек у окна», «Купальщики» и «Женщина у туалетного столика»
блок ЦАР 2013г. с картинами Кайботта «Парижская улица в дождливую погоду», «Молодой человек у окна», «Купальщики» и «Женщина у туалетного столика»
Написанная в 1877 году и показанная впервые на Третьей выставке импрессионистов, картина «Парижская улица. Дождливый день» по масштабу, композиции и настроению гораздо ближе к постимпрессионистским поискам, чем к картинам чистых импрессионистов.
Ее интонации уместнее и легче сравнить с «Воскресным днем на острове Гранд-Жатт» Сера, чем с «Балом в Мулен де ла Галетт» Ренуара.
Американские исследователи называют Кайботта концептуальным импрессионистом - его картины чаще результат долгой, почти инженерной работы над точностью композиции, верностью линий, чем передача мгновенного, мимолетного впечатления от состояния природы.
В европейских статьях-обзорах говорят, что Кайботт был чистым реалистом, а импрессионистские техники использовал умеренно и лишь в качестве эксперимента.
Парижская улица в дождливую погоду (этюд)Гюстав Кайботт , 1877, 54×65 см Местонахождение: Музей Мармоттан-Моне, Париж
Его «Парижская улица. Дождливый день» - это гимн новому Парижу, тому городу, который выглядит сегодня точно так же, как и в 1877.
Британский арт-критик и обозреватель The Guardian Джейсон Фараго пошутил, что Кайботту удалось передать две вещи, неизменно верные для описания жизни Парижа во все времена: небо чаще всего серое, в моде неизменный черный. Но, конечно, это не единственная заслуга художника.
Париж. Дождливый день Гюстав Кайботт , 1877, 212×276 см Местонахождение: Чикагский институт искусств, Чикаго
Самые удивительные эффекты этой картины: печальное, но отнюдь не трагическое ощущение отстраненности и чуждости прохожих в большом городе и ощущение величия и необъятности самого города. Этот последний эффект достигается за счет нарочито неправильного построения перспективы - так парижская Площадь Дублина, которая мало поменялась с тех пор, будет выглядеть, если фотограф ляжет на дорогу и направит фотоаппарат с широкоугольным объективом снизу вверх.
Но с этой точки зрения художник смотрит на сам город, а на людей, идущих в разные стороны, - уже сверху вниз. Ощущение цельности и стройности композиции при таких оптических несоответствиях делает картину удивительно просторной, завораживающей и настоящей.
Этот пост был опубликован 1 год назад!
О чем еще автор писал 23 мая в разные годы