Первая известная художница итальянского Ренессанса Софонисба Ангвиссола (ок. 1532 - 1625) и представительница стиля барокко происходила из семьи, которая сочла необходимым дать девочке художественное образование.
Автопортрет Софонисба Ангиссола 45 × 34 см , 1551
Софонисба родилась в Кремоне (Ломбардия). Она была старшей из семи детей, шестеро из которых были девочками. Ее отец Амилкар Ангишола принадлежал к избранному аристократическому кругу Генуи.
Портрет семьи художника: отец Амилкар, сестра Минерва и брат Асдрубал.Софонисба Ангиссола157 × 122 см , 1568
Мать Софонисбы Бьянка Понзоне также происходила из известной аристократической семьи. Она умерла рано, когда Софонисбе было всего пять лет.
АвтопортретСофонисба Ангиссола8,3 × 6,4 см , 1556
Уже будучи хорошо известной, Ангишола посетила Милан в 1558 году, где написала портрет герцога Альбы, который рекомендовал его испанскому королю Филиппу II.
Король Испании Филипп IIСофонисба Ангиссола96 × 74 см , 1561
Мастерство художницы было отмечено ее современниками Микеланджело и Джорджо Вазари, она была приглашена к испанскому двору в качестве придворного живописца и фрейлины Елизаветы Валуа, жены Филиппа II Испанского.
Автопортрет с художником Бернардино Кампи. Софонисба Ангвиссола. Около 1559 года
Своего рода документальным подтверждением прецедента, когда женщина была принята в ученицы к художнику, является работа Софонисбы Ангвиссолы 1559 года, изображающая ее учителя Бернардино Кампи, пишущего ее портрет.
Игра в шахматы. Софонисба Ангвиссола. 1555 год
А в связи с произведением 1555 года «Игра в шахматы» Ангвиссолу называют одним из основателей жанровой живописи: художница изобразила своих сестер в парадной одежде, но передала непосредственность их эмоций, мимики и жестов.
Святое семейство: отдых по дороге в египет Софонисба Ангиссола1559
Романтическую ноту в ее биографию добавляет история ее брака по любви с человеком, который поддерживал ее профессиональную деятельность. По пути домой в Кремону Софонисба встретила Орацио Ломеллино, бывшего капитана корабля, на котором она плыла. Они полюбили друг друга с первого взгляда и вскоре поженились в Пизе в январе 1580 года. Софонисбе тогда было 47 лет, а ее муж был намного моложе ее. Ее муж всячески поддерживал Софонисбу Ангишолу в ее работе, которая стала основой их долгого и счастливого брака. Они поселились в Генуе, где семья ее мужа жила в большом доме. В Софонисбе созданы прекрасные условия для творчества, отдельные квартиры и частная мастерская.
Портрет Филиппа II, короля Испании. Софонисба Ангвиссола. 1573 год
Многие художники приезжали к ней, чтобы узнать и поделиться мнениями о направлениях развития искусства. Она создала свой собственный стиль, которому стремились подражать многие художники. Ее успех открыл путь художникам других женщин эпохи Возрождения, таких как Лавиния Фонтана, Барбара Лонги, Феде Галисия и Артемизия Джентилески.
Мадонна с младенцем при свечах (Лука Камбьязо в роли Мадонны) Софонисба Ангиссола1575
В последние годы жизни Ангишола писала не только портреты, но и полотна на религиозные темы, как и в дни ее юности. Однако впоследствии многие ее картины были утеряны.
Портрет Изабеллы ВалуаСофонисба Ангиссола68 × 54 см , 1599 г.
Успешная торговля мужа и щедрая пенсия Филиппа II позволили ей свободно рисовать и жить комфортно. Она была ведущим художником-портретистом в Генуе, пока не переехала в Палермо в последние годы своей жизни.
Игра в костиСофонисба Ангиссола149 × 117 см , 1615
В 1620 году она создала свой последний автопортрет.
Автопортрет Софонисба Ангиссола 1610, 69.5 × 54 см Частное собрание, Швейцария.
Источник: Статья Юлии Воротынцевой «Обречена на одиночество или посредственность женской мастерской»: как художницы добивались успеха в дофеминистскую эпоху.
Статья проиллюстрирована изображениями картин из Интернета.