25 февраля в 1841 году родился Пьер Огюст Ренуар, французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма.
Известен в первую очередь как мастер светского портрета, не лишённого сентиментальности; он первым из импрессионистов снискал успех у состоятельных парижан.
Пьер Огюст Ренуар, французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма
В 4-летнем возрасте Огюст поступает в церковный хор при большом соборе Сен-Эсташ в Париже. У него оказался такой голос, что регент хора, Шарль Гуно, пытался убедить родителей мальчика отдать его учиться музыке.
Помимо этого у Огюста проявился дар художника и в 13 лет он начал помогать семье, устроившись к мастеру, у которого научился расписывать фарфоровые тарелки и другую посуду. По вечерам подросток посещал школу живописи.
В начале 1862 года Ренуар сдал экзамены в Школу изящных искусств при Академии художеств и записался в мастерскую Глейра. Там он встретился с Фантен-Латуром, Сислеем, Базилем и Клодом Моне. Вскоре они подружились с Сезанном и Писарро, так сложился костяк будущей группы импрессионистов.
Художник Жюль ле Кёр в лесу Фонтенбло Пьер Огюст Ренуар, 1866, 106×80 см, Местонахождение: Художественный музей MASP, Сан-Паулу
Избрав в те годы жанры для своих произведений, он не изменял им до конца жизни. Это пейзаж - «Жюль ле Кёр в лесу Фонтенбло» (1866), бытовые сцены - «Лягушатник» (1869), «Понт Неф» (1872), натюрморты - «Весенний букет» (1866), «Натюрморт с букетом и веером» (1871), портрет - «Лиза с зонтиком» (1867) и др.
В 1872 году Ренуар с друзьями создал «Анонимное кооперативное товарищество», первая выставка которого открылась 15 апреля 1874 года.
Ренуар представил пастель и 6 живописных полотен, среди которых были «Танцовщица» и «Ложа» (обе - 1874). Выставка закончилась провалом, а члены товарищества получили оскорбительную кличку - «импрессионисты».
Танцовщица Пьер Огюст Ренуар, 1874, 142.5×94.5 см. Местонахождение: Национальная галерея искусства, Вашингтон
К 1874 году - моменту создания картины Огюста Ренуара «Танцовщица», описание которой мы вам предлагаем ниже - в арсенале будущих импрессионистов уже были такие приемы, как отказ от четкого контура и создание очертаний объекта при помощи множества мелких и контрастных мазков; использование пастельных оттенков, создающих ощущение прозрачности; смазанный фон, усиливающий впечатление движения; применение отталкивающих свет красок, которые создавали «внешнее» свечение картины, и пр.
Несмотря на бедность, именно в эти годы художник создал свои главные шедевры: «Большие бульвары» (1875), «Прогулка» (1875), «Бал в Мулен де ла Галетт» (1876), «Обнажённая» (1876), «Обнажённая в солнечном свете» (1876), «Качели» (1876), «Первый выезд» (1876-1877), «Тропинка в высокой траве» (1877).
Бал в Мулен де ла Галетт Пьер Огюст Ренуар, 1876, 131×175 см. Местонахождение: Музей д’Орсе, Париж
Ренуар достиг успеха и славы, был признан одним из ведущих художников Франции и успел получить от государства звание кавалера Ордена Почётного легиона.
картина На террасе. 1881г. Холст, масло.100,5х81 находящаяся в коллекции Института искусств Чикаго
Картина "Две сестры (На террасе)" - это примавера (аллегория весны) к летней вакханалии в "Завтраке гребцов". Листья только еще распускаются на деревьях, а яркие весенние цветы изобилуют на холсте. Старшая девушка, одетая в синюю фланель женщины-канотье, позирует в центре запоминающегося пейзажного фона Шату, пригородного городка, где художник провел большую часть весны 1881 года.
Она рассеянно смотрит на свою младшую спутницу, которая, кажется, в очаровательном визуальном тщеславии только что ворвалась в картину.
Технически картина представляет собой живописный эксперимент: Ренуар сопоставил цельные, почти в натуральную величину фигуры на фоне пейзажа, который, как и декорации, кажется царством снов и фантазий. Корзина для шитья на левом переднем плане напоминает палитру, содержащую яркие, чистые пигменты, которые художник смешивал, разбавлял и изменял для создания остальной части картины.
Блок - Центральноафриканская Республика, 2011 г. Искусство, Живопись Пьера Огюста Ренуара, Mi:CF 3479, на марке номиналом - 3200 франков, на блоке представлены репродукции с трёх картин: «Две сестры на террасе», «Автопортрет», «Озеро», MS MUH CA11421g
Личное счастье и профессиональный успех живописца были омрачены болезнями. Ренуару трудно стало жить в Париже, и в 1903 году семья переехала в усадьбу под названием «Колетт» в небольшом городке Кань-сюр-Мер.
После приступа паралича, случившегося в 1912 году, несмотря на две хирургические операции, Ренуар был прикован к инвалидному креслу, однако продолжал писать кистью, которую вкладывала ему между пальцев сиделка.
В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание.
В 1917 году, когда его «Зонтики» были выставлены в Лондонской Национальной галерее, сотни британских художников и просто любителей живописи прислали ему поздравление. Эта картина выставлялась также в Лувре, а в августе 1919 года художник в последний раз навестил Париж, чтобы взглянуть на неё.
Зонтики Пьер Огюст Ренуар, 1886, 115×180 см. Местонахождение: Лондонская Национальная галерея, Лондон
Скончался Пьер Огюст Ренуар 3 декабря 1919 года в Кань-сюр-Мере.