Цикл из трех музыкальных драм: «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и музыкальной трагедии: «Сумерки богов» «Кольцо нибелунга» Рихарда Вагнера почти сто лет удерживал звание самого амбициозного проекта в истории театра: общая продолжительность колеблется от тринадцати до пятнадцати с половиной часов.
Артур Рэкхэм. «Брунгильда целует кольцо, которое оставил ей Зигфрид»
Масштабнейшее из творений композитора создавалось в течение двадцати шести лет и отражает сложную эволюцию творческих взглядов: от облеченного в языческие декорации противления капиталистическому обществу до неприкрытых философских постулатов о смерти богов и надвигающемся перерождении современной цивилизации
Сюжет тетралогии основан на песнях «Старшей Эдды», «Песни о нибелунгах» и «Саги о Вёльсунгах» в авторской обработке.
Замысел «Кольца Нибелунгах» разрабатывался Вагнером с 1841 года в Медоне близ Парижа, затем в 1845 году в Мариенбаде. В 1848 году было написано первое либретто, «Смерть Зигфрида», в 1851-м - второе, «Юность Зигфрида».
Марка Австрия 1926 год Опера Вагнера "Нибелунги" на марке "Зигфрид после битвы с Виверной" №Mi:AT 488I, Sn:AT B71, Yt:AT 368, Sg:AT 636, AFA:AT 402, ANK:AT 488A, Un:AT 368
В 1853 году вышел из печати полный текст тетралогии (переизданный в 1863 году с небольшими изменениями).
В 1854 году опубликована партитура «Золота Рейна», в 1856 году - партитура «Валькирии»; в этом же году Вагнер начинает сочинять музыку «Зигфрида», к 1865 году было написано два действия, и в 1871 году опера закончена; в 1874 году - создана опера «Гибель богов».
Сюжет всего цикла почерпнут в «Эдде», скандинавском стихотворном эпосе XIII века, и в «Песне о нибелунгах», немецкой эпической поэме эпохи средневековья.
марка Австрии 1926 год Опера Вагнера "Сага о Нибелунгах" на марке "Хаген и приговор дунайским русалкам" №Mi:AT 491I, Sn:AT B74, Yt:AT 371, Sg:AT 639, AFA:AT 405, ANK:AT 491A, Un:AT 371
В рамках подготовки к запланированной опере о Зигфриде Вагнер сначала подготовил предварительное исследование соответствующих немецких и нордических мифов, Die Nibelungensage (Mythus) ( Сага о Нибелунгах (Миф) ).
Этот длинный прозаический сценарий, который был завершен к 4 октября 1848 года, содержит схему всего цикла Кольца от начала до конца, хотя нет никаких свидетельств того, что Вагнер задумал что-то большее, чем отдельная опера о смерти Зигфрида.
Когда он сделал точную копию этого текста 8 октября, он переименовал его в «Сага о Нибелунгах».
В собрании его произведений (Gesammelte Schriften und Dichtungen ) он называется Миф о Нибелунгах: как набросок для драмы. При разработке этого прозаического сценария Вагнер опирался на многочисленные произведения немецкой и скандинавской мифологии, как первичные тексты (обычно в современных немецких переводах, хотя Вагнер имел некоторые знания древнескандинавского и средненемецкого ), так и комментарии к ним.
Наиболее важными из первых были «Сага о Вёльсунгах», «Поэтическая Эдда», «Прозаическая Эдда» , «Песнь о Нибелунгах» и «Сага о Тидриксе о Берне», а наиболее важными из последних были «Немецкая мифология» Якоба Гримма и «Немецкая сага-герой» Вильгельма Гримма.
В дополнение к этому, однако, Вагнер взял различные детали, по крайней мере, из двадцати двух других источников, включая ряд ключевых философских текстов, определяющих символику Кольца.
Хаген и дунайские девы Иоганн Генрих Фюссли, 1802г. 33×31 см
Вагнер противоречит своим источникам по разным пунктам из-за того, что источники не всегда согласуются друг с другом.
Он объединяет разрозненные истории в непрерывные повествования.
Создает новые запоминающиеся персонажи, комбинируя главных героев с второстепенными из разных источников и т. д.
Во многом воссоздавая оригинальные мифы, какими были «Песни о Нибелунгах» в свое время.