Крупная международная выставка, посвященная наследию одной из основоположниц импрессионизма Берты Моризо.
Вход на выставку Берта Моризо: женщина-импрессионистка.
Вид галереи «Женщины за работой» с проблеском ярко-синей стены в следующей галерее «Окна и пороги».
Заявленная цель этой выставки:
«восстановление признания, которым Моризо пользовалась при жизни; это новаторский художник-новатор, который, несмотря ни на что, сформировал траекторию современного искусства во Франции. Освещая ее художественные достижения, особенно в области живописи современной жизни, мы надеемся подтвердить законное место Моризо в каноне великих французских художников и обеспечить ее наследие для будущих поколений».
Эти картины были представлены на выставке «Берта Моризо. Экспрессионистка» с 24 февраля - 26 мая 2019 г. в Художественном музее Далласа.
Неудивительно, что «Автопортрет» Моризо висит в этом разделе рядом с кормилицей, гувернанткой и прачкой. Написанный в сорок четыре года, это был первый автопортрет художницы.
Автопортрет Берта Моризо 1885, 50 × 61 см Музей Мармоттан Моне, Париж
В своем эссе «Художник художника» Билл Скотт предполагает, что толчком к созданию автопортрета в тот момент, возможно, послужила племянница художника Поль Гобиллар, которая надеялась сама стать художницей.
Зная, что в Школу изящных искусств не принимаются студентки, она обратилась за советом к своей тете, и Моризо отреагировал соответствующим образом. Возможно, она поняла, что уже является примером, которому Поль, скорее всего, будет подражать, и поэтому решила нарисовать образ того, что значит быть женщиной и художником в таких обстоятельствах.
Моризо предстает в куртке или каком-то халате, покрытом яркими пятнами краски, и с тем же напряженно сосредоточенным взглядом, который был у нее, когда Эдме впервые писала ее портрет на мольберте в 1865 году. Она далеко не гламурна, но очень убедительна.
Зима Берта Моризо 58,5 × 73,5 см , 1880 г.
«Сестра Художницы у Окна» - это картина кисти Берты Моризо (годы жизни 1841-1895), написанная маслом на холсте в 1869 году. В ней присутствуют характерные и отличительные черты художницы.
Берта Моризо, Сестра художника у окна (Портрет мадам Понтильон) , 1869. Холст, масло. Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия.
В основе своей работы Берта демонстрирует нам женщину, погружённую в свои мысли, и когда она изображает на данной картине свою родную сестру Эдму (годы жизни 1839-1921), которая к тому времени уже ждала своего первого ребёнка, становится легче представить, как она сосредотачивалась на рисунке.
На полотне Эдма отображается сидящей на стуле возле открытого окна и о чём-то глубоко размышляющей. Видно, как она смотрит на японский веер, но сосредоточено ли её внимание именно на этом? Такие приглушённые цвета, использованные Бертой в картине, и являются явным признаком задумчивого настроения.
Как однажды рассказывала сама художница, у Эдмы было очень много мыслей. Погружаться в них она стала сразу после того, как вышла замуж и уехала из Парижа - столицы Франции. Таким образом, впервые в жизни сёстры перестали быть вместе, и Берта иногда навещала её на новой квартире. Также не стоит забывать, что Эдма тоже была художницей.
Зайдя в первую галерею, прямо на поле зрения оказывается картина «Колыбель», 1872 г.
"У колыбели" Берта Моризо 56 × 46 см , 1872 г.
Героиня самой известной картины художницы «У колыбели» - ее сестра Эдма и новорожденная дочь Эдмы Бланш.
С сестрой у Берты на всю жизнь осталась особая связь - они долгие годы работали в одной мастерской, дышали одним воздухом и вдохновлялись одними и теми же сюжетами. А еще мечтали посвятить всю свою жизнь живописи.
Для Эдмы мечты остались мечтами - она вышла замуж и перестала писать, но сцены из ее семейной жизни стали самыми нежными, светлыми и щемящими в творчестве ее сестры Берты.
Полотно «У колыбели» было представлено публике на первой выставке импрессионистов, которая состоялась в 1874 году и стала вызовом академическому Салону. И Берта Моризо была единственной женщиной из 30 художников, отважившихся бросить этот вызов.
Благодаря традиционному сюжету и взрывоопасным соседям это полотно осталось практически незамеченным критиками и до 1930 года находилось в собственности семьи Эдмы Понтийон. Вместе с другими картинами наследники передали это полотно в дар Лувру, откуда оно перекочевало в Музей д`Орсэ.
Берта Моризо , Женщина за туалетом , 1875-1880, холст, масло, Чикагский институт искусств
Марка Берта Моризо (Berthe Morisot) Paintings (2002) од по каталогy: Mi:TD 2388, Block 339A, Тема: Изобразительное искусство | Художники. Дата выпуска: 2002-04-10 Номинал - 150 FCFA - Центральноафриканский франк КФА. На блоке «Автопортрет» Берта Моризо (1885)
Например, «Женщина за туалетом» изображает парижанку , сидящую перед зеркалом и готовящуюся к вечернему выходу, например, в театр или оперу.
Платье, которое она носит, очень похоже на дизайн с открытыми плечами, популяризированный Уортом, хотя невозможно определить его конкретно из-за того, как Моризо обращается с краской.
Берта Моризо, одна из основателей французских импрессионистов, в свое время была известна как один из лидеров группы, а ее новаторские работы пользовались большим спросом как у дилеров, так и у коллекционеров.
Несмотря на свои достижения, сегодня она не так известна, как ее коллеги-импрессионисты, такие как Клод Моне, Эдгар Дега и Пьер-Огюст Ренуар.
Выставка прослеживает исключительный путь художницы, которая, вопреки нормам своего времени и социального происхождения, стала важным представителем парижского авангарда с конца 1860-х годов до своей безвременной смерти в 1895 году.
Моризо смогла исследовать темы современной жизни, такие как интимность современной буржуазной жизни и досуга, важность женской моды и туалета, а также женской домашней работы, при этом стирая границы между внутренним и внешним, общественным и частным, законченным и незавершенным.