14 ноября в 1840 году родился Оскар Клод Моне, французский живописец, один из основателей импрессионизма. Признанный глава импрессионистского направления.
Автопортрет Моне в берете 1886 , 56×46 см, Местонахождение: Частная коллекция
Его юность, как он сам отмечал впоследствии, была юностью бродяги. Моне проводил больше времени в воде и на скалах, чем в классе. Школа ему, по натуре недисциплинированному, всегда казалась тюрьмой.
ЭЖЕН БУДЕН
Он развлекался, разрисовывая голубые обложки тетрадей и используя их для портретов своих учителей, сделанных в весьма непочтительной, карикатурной манере, и в этой забаве вскоре достиг совершенства. В 15 лет Моне был известен всему Гавру как карикатурист.
Его первым творческим наставником стал Э. Буден, он открыл талант мальчика и дал ему первые уроки живописи.
Родители Клода видели способности своего сына, но они отчасти не хотели, а отчасти и не имели возможности оказывать ему материальную поддержку.
После военной службы в Алжире в 1862 году Моне поступил в студию живописи Ш. Глейра в Париже, где познакомился с такими художниками, как Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль.
Доктор Лекленче Клод Моне, 1864, 45.7×32.4 см, Местонахождение: Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Они были практически сверстниками, придерживались схожих взглядов на искусство и вскоре составили костяк группы импрессионистов.
В Академии Сюисса он познакомился с Писсарро и Сезанном.
Клод Моне. Дама в зелёном платье. 1866 г. Холст, масло. 231×151 см. Кунстхалле, Бремен
В 1860-х годах молодые художники познакомились с Золя и Мане.
Известность Моне (правда только позже, в 1890 году) принёс портрет Камиллы Донсьё, написанный им в 1866 году - «Камилла, или портрет дамы в зелёном платье». В 1870 году Камилла стала женой художника, у них родилось два сына.
Лягушатник Клод Моне, 1869, 99.7×74.6 см, Местонахождение: Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Решающую роль в творчестве Клода Моне сыграла в 1869 году его работа в Буживале, где он писал кабачок «Ла Гренуйер» одновременно с Ренуаром. Созданные ими картины знаменовали рождение нового художественного направления - импрессионизма.
В конце 1872 года Моне пишет свой знаменитый пейзаж «Впечатление. Восходящее солнце» («Impression, soleil levant»).
Впечатление. Восход солнца Клод Моне, 1872, 48×63 см, Местонахождение: Музей Мармоттан-Моне, Париж
марка Монако 1974г. с картиной Впечатление. Восход солнца Клод Моне
Именно эта картина и дала название группе импрессионистов и целому художественному направлению.
Картина была показана на первой импрессионистской выставке в 1874 году. Знаменитый критик Леруа так писал об этой выставке: «На ней не было ничего, кроме впечатленчества».
Моне с новыми друзьями часто посещал лес Фонтенбло, рисовал на открытом воздухе.
Портрет Поли, рыбак из Бель-Иль-ан-Мер Клод Моне, 1886, 74×53 см, Местонахождение: Музей Мармоттан-Моне, Париж
Но публика и художественные критики высмеивали картины нового течения в живописи, которые слишком отличались от традиционного стиля.
Женщина с зонтиком (Камилла Моне и сын Жан) Клод Моне, 1875, 100×81 см, Местонахождение: Национальная галерея искусства Вашингтон
Клод Моне честно признавался, что кроме живописи и садоводства ни на что больше не годен. И пожалуй, хуже всего ему удавалась роль мужа, особенно в первый раз.
Камилла Моне оказалась одной из самых несчастных и печальных женщин во всей истории живописных героинь и жен художников. 18-летняя натурщица Камилла Донсье, дочь торговца, позировала юному красавчику Моне для картины «Женщина в зеленом», одной из самых успешных и стремительно прославившихся.
Картину не просто приняли в Салоне, но и удостоили нескольких лестных отзывов. Камилле приятно, Моне счастлив, они молоды, влюблены и им кажется, что все прекрасное в их жизни только начинается.
Клод пишет Камиллу взахлеб, постоянно - и почти на всех портретах в глазах Камиллы такая бездонная пропасть и такая непоправимая печаль, что опознавать ее среди моделей художника можно именно по этой безнадежности.
блок ЦАР 2011г. на блоке Женщина с зонтиком (Камилла Моне и сын Жан) Клода Моне
Пройдет больше 10 лет - и призрак Камиллы с зонтиком Моне случайно увидит, возвращаясь вечером после пленэра в своем саду в Живерни.
На насыпи, на фоне огромного неба, стояла его падчерица Сюзанна. «Вылитая Камилла в Аржантее! Завтра придем сюда, ты мне будешь позировать!»
Он ставит Сюзанну в нужную позу, запрещая шевелиться и гонясь за призраком давно ушедшей за горизонт Камиллы. Он в ярости пинает ногами один из двух этюдов, рвет холст, Сюзанна теряет сознание от зноя, Моне в отчаянии - у него ничего не получается. У женщины с зонтиком, повернутой влево, и у женщины с зонтиком, повернутой вправо, не видно лица.
"Женщина с зонтиком, повернута вправо (этюд)" Клод Моне, 1886, 130.5×89.3 см. Местонахождение: Музей д’Орсе, Париж
Критики в один голос заявляют, что это шедевры, по сравнению с первой картиной, написанной в Аржантее, более динамичные, идеально уравновешенные, мастерски исполненные и создающие ощущение живописной целостности.
блок ЦАР 2011г. на блоке "Женщина с зонтиком, повернута вправо (этюд)" Клода Моне
В 1883 году Клодом Моне и его коллегами - Мане, Ренуаром и Сислеем - были написаны самые известные произведения.
блок ЦАР 2011г. на блоке "Портрет Поли, рыбак из Бель-Иль-ан-Мер" Клодф Моне
Моне много путешествовал, посещал Лондон и Венецию, но больше всего его внимание было сосредоточено на его знаменитом саду в Живерни, ландшафтным дизайном которого он занимался самостоятельно.
Последние годы жизни художника были омрачены ухудшением зрения, но согласие на успешно проведенную операцию катаракты, которой он избегал в течение 15 лет, боясь полностью ослепнуть, позволило ему продолжать работу до самого конца жизни.
Скончался Оскар Клод Моне 5 декабря 1926 года в Живерни.