Oct 26, 2008 16:46
***
Пашенька вернулся домой. Он долго смотрел на желтую луну, почему-то вспоминал зиму. А потом написал письмо:
«Сегодня над подтаявшим снегом висит оборванная Луна. Она огромная с одним косым недосветившим краем. Я трогаю ее, провожу рукой по ее горячим изгибам..Она греет меня. Чуть-чуть. Едва-едва..Наливаясь желтым заревом уцелевшего неба.
Сегодня нет звезд. Только лунное блюдце..Ему сегодня совсем не нужны звезды. На моем же небе горят две синих звезды. Это самые горячие звезды во всей Вселенной. Они - два огромных синих глаза, смотрящие глубоко внутрь моего прерывистого дыхания»
Пашенька любил писать. И особенно когда в душе его возникали истошные страхи. Он писал о своих мечтах и фантазиях. Больше всего Пашенька мечтал о чистых голубых глазах. Чистых как Небо.. В его детстве уже были эти чистые глаза. А потом исчезли вместе с искренним и далеким.
Ночью Паша, отправившись спать, искоса поглядел на черную розу: «Выбросить ее надо! Жуть от нее одна да и только. Хорошо еще что не один я ее видел, а то бы точно рехнулся»
Пока Паша погружался в неприятные мысли о розе, к нему пришел неожиданный сон. Сон-воспоминание. Сон неспокойный и тревожный.
Гроза рассекла все небо. Тучи шевельнулись и расплылись на части. Где-то там на их черной вате происходило сражение света и тьмы. Душные потоки тепла, таившиеся на высоте, устремились вниз и окутали улицы своим томным маревом. Дождь разбежался из-за сизых туч и молниями устремился вниз. Он оглушительно рассек воздух на части, высвободив холодное движение. Липкие стены домов стали жарко выразительными. Они, подсвеченные робким заревом, разошлись в противоположные стороны, дав прошагнуть в их пространство.
Тихо было над тесным небом. Ни одной птицы, ни одного крика. Все ждали грозы, которая должна была пролиться и создать новое время.
Под этим тесным небом решалась судьба Леночки Полетаевой. Ребята вели ее на старый пустырь, чтобы «вразумить» ее там и «отдать ей по заслугам». Паша и до сих пор с болью в сердце вспоминает то, что происходило много лет назад. Леночка, все же, очень любила Пашу, считала его своим другом. Не ясно почему она так тянулась к нему и доверяла - то ли потому что Паша не был на виду у класса и не мог ее при всех обидеть, то ли потому, что чувствовала, будто в сердце у него остались осколки доброты..Паша же продолжал сторониться Лены.
Во сне Паша мучительно вспомнил опять все вплоть до мельчайших деталей о том что происходило в тот день.
Все молча шли на пустырь. Леночку поставили впереди и наблюдали за тем, чтобы она случайно не сбежала:
- Чего делать-то с ней будем? - спросил Митька Иванов у Степы Семенова.
- Бить не будем. Но надо сделать так, чтобы больше не рыпалась. А то нашлась, блин, заступница!
Тут Лиля Исаева сказала:
- А давайте ей обрежем волосы! Смотрите, какие они у нее!
- Ага - слишком красиво ей - отозвалась яркая девочка Марина. - Хватит ей ее красоты и без волос.
- Точно! Резанем и удерем. А она пусть себе думает и в следующий раз так не поступает!
Паша шел позади всех и старался не смотреть ни впереди идущую хрупкую и смиренную фигурку Леночки. Он чувствовал, что сейчас произойдет предательство. Знал как Леночка любила свои волосы - так похожие на крылья большого светлого Ангела. Но противостоять классу он не мог и не будет.
И вот они дошли до самого пустынного места поля и остановились. Ребята встали в кружок, а Леночку поставили в центр. Паша стоял в круге и не верил в происходящее. Он очень хотел спасти ее, но боялся. Боялся, что его побьют, а потом он станет изгоем класса. Паша вначале пристально наблюдал за происходящим, но когда ребята схватили Лену за руки, достали ножницы и поднесли их к ее волосам, Паша не выдержал и вышел из круга. Ребята настороженно посмотрели в его сторону, но продолжали молчать. Паша отошел подальше, но не мог оттуда не смотреть Леночке в глаза. И оттуда шли его мысли о том знает ли она как страшно ему сейчас, как невыносимо видеть ее пронзительные глаза? А она вначале смотрела в небо, а потом перевела свои заплаканные глаза на него и отчаянно закричала:
- Паша! Васильцев! Помоги! Прошу тебя! Помоги!
Паша с ужасом посмотрел на Лену. Еще секунда и он бы кинулся к ней, освободил, забрал бы ее с собой, она бы ему все простила, и гори оно все синим пламенем! Но Паша не сделал этого. Он неожиданно развернулся и кинулся бежать с пустыря прочь.
Пока ребята резали ей волосы, Лена пару раз пыталась вырваться. В одну из этих попыток, она неудачно дернулась, и острые ножницы резанули ее над глазом. Полилась кровь. Ребята испугались и прекратили свой обряд. Они не отрезали вторую косу, разбежались, оставив Леночку. Но староста класса - Юлька Новоселова вернулась за Леночкой и, схватив ее за руку, долго плакала перед ней, а потом, спохватившись, начала вытирать быструю кровь, капающую с брови.
Паша, как ошпаренный, вскочил после сна. Немного замер и сел около окна. «Как и не было этих одиннадцати лет..Все так, все так» - думал Паша.
Прошел день в течение которого Паша рисовал для девочки картину. Живую картину. На ней было изображено большое радостное Солнце, которое протягивало к зрителю свои теплые ладони. Солнце плыло по небу и обещало всегда там оставаться и не уходить за тучи.
Вечером к Паше опять зашел Макс. И зашел вовремя. Паше очень хотелось показать ему солнце, рассказать про жуткий вернисаж, попросить его выкинуть черную розу, которая, к великому удивлению Паши, не вяла, уже находясь неделю в сухом стакане:
- Ты только посмотри - стоит как только сорванная.
- Ха! Тебя, небось, ждет. Ждет пока грех поймешь! - сказал Макс и опять рассмеялся.
- И вот что с ней делать? Выкинуть не могу - а смотреть мне на нее совсем невыносимо. Уж так мне жутко от нее..
- Ты лучше скажи мне - за что ты так Вертихвостова? Он ведь сильный дяденька - все что надо скажет. Иметь его расположение - большая радость для любого!
- Да ну его, лешия рогатого.. - раздраженно ответил Паша.
Картина сохла еще ночь, а наутро Паша взял свой подарок и пошел искать девочку. Он долго всматривался в знакомые улицы. Иногда в тесных двориках можно было найти мам с колясками, бабушек с трехлетними малышами, а школьников не было. Наконец взгляд Пашеньки заметил трех школьниц, весело прыгающих в «резиночку». Его девочка была вместе с ними. Она прыгала на скакалке как и в самый первый раз, когда Паша ее встретил. Паша подбежал к ней очень счастливый.
- Здравствуй, моя маленькая принцесса! У меня для тебя подарок! - и Паша протянул ей завернутую в полотно картину.
Девочка подпрыгнула от радости, развернула картину и ахнула:
- Ой, спасибо тебе, мальчик!
- Оно будет светить тебе всегда и его никогда не смоет дождиком.
Тут девочка неожиданно серьезно посмотрел на него:
- И у меня для тебя есть подарок.
На этих словах она потянулась развязывать одну из синих ленточек на ее коротких беленьких хвостиках:
- Возьми..
Паша взял ленточку в ладони и поднес к лицу. Его вдруг захлестнула невероятная радость. Ленточка пахла апрелем, детскими девчоночьими веснушками, растаявшим снегом и теплыми черемушными ветрами.
Тут порыв ветра растрепал волосы девочки и откинул прядь волос со лба. Неожиданно Паша заметил, что под бровью у девочки небольшой шрам. Паша испугался неестественности шрама. И тут странная мысль осенила его:
- А откуда у тебя эта ранка? - осторожно спросил он, чтобы не выдать своего испуга.
Девочка немного смутилась и ответила просьбой:
- Там в соседнем дворе на площадке осталась моя скакалочка. Принеси мне ее, пожалуйста, а то мы играем, и девочки не хотят меня ждать!
- Хорошо.. - неуверенно ответил Паша и, оглядываясь на девочку, быстро отправился за скакалкой.
Паша очень торопился. Ему надо было поскорее вернуться - его не покидала внезапно появившаяся невозможная мысль. Почти бегом он примчался на детскую площадку, начал судорожно искать скакалку. В песочнице было много всего..Много бросающегося в глаза, но не было скакалки. Паша высматривал ее уже в течение нескольких минут как вдруг его в ужасе перекосило - рядом со скакалкой, которую он наконец отыскал, лежала свежая черная роза. Паша в ужасе подобрал ее и помчался со всех ног в соседний двор. Он быстро обежал его, и вернулся на то место где только что Леночка прыгала в скакалку. Но Леночки там не было. Ее уже нигде не было. Мысли как сумасшедшие пронеслись сквозь него: «Господи, да как? Да как можно?.. Вот почему ладошка холодная, вот почему не простудится!!!» Паша, еле дыша, схватился за голову, опустился на край песочницы. Мгновенно все звуки вокруг исчезли, земля стихла. Паша понял, что с Леночкой когда-то давно произошло еще что-то более страшное, что не позволило ей оставаться больше среди живых. Но как? Как можно? Как такой трогательный и добрый человек как она могла погибнуть? Зачем? Что с ней произошло? Где она сейчас? Почему он ничего не знал о ней все это время? Почему он ей вовремя не сказал, что он любит ее и благодарен ей за все-все..и за ее глупые просьбы и за неловкую помощь? Паша сидел очень долго. Вначале просто сидел, а потом задрожал в слезах, не в силах ответить ни на один из мучавших его вопросов, равно как и не знал что теперь делать с той невозможной жестокостью, которая таилась в его сердце и с его беззаконным злом, которому он однажды позволил зародиться и опуститься на них своим черным смрадным дыханием.. Сколько он отдал бы в тот момент за то, чтобы держать ее, как родную, за руку и вытирать ее слезы и кровь.
Паша сжимал от невозможной боли синюю ленточку в руках. Умершее дыхание Леночки просачивалось сквозь нее, напоминало Паше о ее призрачном существовании, сушило его слезы.
Вдруг перед ним возникли заплаканные глаза матери. Он вспомнил как когда-то она пела ему трогательный романс "Осенние листья". Вспомнил как сейчас такие простые, но щемящие слова:
Осенние листья шумят и шумят в саду
Знакомой тропою я рядом с тобой иду
И счастлив лишь тот, в ком сердце поет
С кем рядом любимый идет
Сад ожил мгновенно. Паше показалось будто сейчас, посреди жаркого июля на него опускаются сотни и сотни сухих листьев и посреди них струится мамина песня..
Паша вскочил, пронзенный живыми запахами близкого и родного. Вскочил и побежал. Побежал быстро и безнадежно, зная, что уже сделал свой выбор. Он зажал ленточку еще крепче как будто что-то смрадное и неживое хотело выкрасть Леночкин подарок. Паша бежал все отчаяннее. Вдруг на бегу сердце его сжалось, налилось кровью. Паша не обратил на это внимание и продолжал бежать дальше, как вдруг внезапно и незаметно для него из его сердца выскочила красная роза и упала на асфальт. Паша, не почувствовав боли, отправился дальше. Он пробежал еще несколько домов по дороге на вокзал когда обнаружил красное пятно у себя на груди. Паша удивленно провел ладонью по сердцу. Ему показалось, что дышать стало легче. Он вытер кровь, вдохнул ветер и прыгнул в вагон.
Но только никогда потом Паша не смог забыть неожиданной встречи, которая то ли привиделась ему - то ли - Бог знает! - действительно произошла с ним пока он несся сквозь дымку московских улиц с ноющим сердцем..
Неожиданно в погоне за счастьем на Пашином пути встретилась отходящая улица. Он перевел на нее свой взгляд..На ней он увидел маленькую девочку. Она медленно шла по улице по правой стороне, от которой стояла церковь. Та самая церковь, возле которой он нашел цветы, та самая - которая так тянула к себе Пашу, которая наполнила его сердце розами и мудростью. Паша окаменел, отказавшись верить своим глазам. То ли ему привиделось - то ли этой девочкой была умершая Леночка! Несколько минут назад он отдал бы все-все за то чтобы только лишь попросить у нее прощения! А теперь она здесь, но почему-то ноги его не слушаются - и не желают бежать к ней, а слезы перешибают истошный вопль из груди, порождая молчание. Девочка остановилась и посмотрела вниз. Потом перевела свой взгляд, начала оглядываться вокруг себя, как будто ища чего-то. Потом присела на корточки и дотронулась рукой до земли. Вдруг из-за угла соседней улицы вышел молодой человек. Он стремительно направлялся к тому месту, где Леночка что-то искала. Паша начал внимательно вглядываться в него, потому что и походка и внешность этого человека Паше показались очень знакомыми. Вдруг Пашу как зарядом молнии осенило - этот молодой человек был его Макс! Зачем он здесь? Зачем он идет к Лене? Почему его ноги слушаются и позволяют приближаться к Леночке, а Паша стоит как вкопанный? В руках у Макса был цветок. Точнее - та роза, которую отпустило Пашино сердце, намучившись окончательно в схватках со злом. Роза была алой. Видимо, Макс, нашел ее на асфальте. Пашина кровь разлилась по всему цветку и придала ему неожиданно яркий цвет жизни. Паша не узнавал своей розы.
Макс подошел к Леночке - та протянула к нему свою ладонь. Он взял ее в свои руки и, кажется, попытался чуть согреть - мягкую, но уже холодную. Макс сделал то, чего много лет назад побоялся сделать Паша - он принял Леночку и не отказался от нее, даже видя перед собой призрака. И как он не побоялся этого сделать? Макс словно искупил его тяжкую обиду и боль. Девочка же доверчиво протянула ему свои ладони и радостно улыбнулась - она поднялась с асфальта и сделала несколько шагов вперед, держа Макса за руку. В этот момент Леночка, как будто неожиданно, заметила Пашу. Она посмотрела в его сторону и ласково улыбнулась. Глаза у нее были все такие же чистые и пронзительные как много лет назад. Леночка смотрела на него и радовалась за него. Паша вдруг внезапно это понял. А еще ему показалась, что в небе в этот момент шелохнулись белые на облака - как будто Леночкин привет ему оттуда. Макс же, увидев, что Лена смотрит на Пашу, и сам обернулся на него. И так же счастливо улыбнулся. И улыбка эта как будто оберегала Пашу от чего-то, как будто надеялась, верила и ждала.
После этого Максим взял Леночку за руку. Так они и пошли дальше вместе, осторожно держась за руки, то исчезая, то проявляясь вновь, все выше и выше вдоль старых московских улочек.
А Паша сидел на асфальте и невозможно улыбался от странного счастья, осветившего вдруг вмиг его всего.
**
Утро следующего дня застелило его существование резкой пеленой горя. Его разбудил внезапный телефонный звонок. Звонила кудрявая Анжелика. Невнятно и с быстрой дрожью в голосе она сообщила Паше, что вчера вечером Максима сбила машина..
Паша как сквозь сон дослушал ее судорожные бормотания..Его дыхание резко остановилось, телефонная трубка с криками повисла в воздухе - он медленно опустился на табурет и отсутствующим взглядом посмотрел в воздух:
- Паша! Паша! - звала в трубку Анжелика, - Паша, я к тебе сейчас приеду! Ты слышишь?
- Паша! Да отзовись же ты!
Паша через некоторое время, очнувшись, поднес трубку к уху:
- Я здесь. Я не могу говорить..
- Паш, послушай меня. Это, наверное, совсем тебе тяжело сейчас воспринять будет. Но очень нужно, потому что дело срочное. Аркадий Темноглазов - помнишь его?
- Да..
- Он как гениальнейший художник сделал предположение, что нашел такого же талантливого в твоем лице. Ему не то слово как понравились твои работы. Он просит у тебя разрешения..Дело в том, что ему очень приглянулась одна из твоих картин и вчера вечером он хотел ее забрать, но кто-то его опередил.
Пашу пронзило как молнией. Этой картиной был портрет Макса. Последовало долгое молчание в трубку со стороны Паши. Поняв окончательно, что говорить он больше не может, Паша повесил трубку.
Мысли перемешались. Паша понял, что Темноглазов существует сейчас для того, чтобы охотиться и похищать людей, их души, их мысли, их настроения и - в конечном итоге, их жизнь. Максим принес себя в жертву за него. Он отдал себя за спасение друга, а Темноглазов не сумел предотвратить его жертвы. Как это случилось, как Макс узнал о том, что происходит - так и осталось для Паши загадкой. И не спрашивайте как любовь искупает нашу боль и ошибки других людей - это неведомая грань. Известно только - что это точно так, и что жертвенность любви высока также как и ее сила.
Спустя некоторое время Паша, немного придя в себя, набрал новый номер:
- Алло. Мам. Мама. Да - это я. Мне тебя не хватает. Я был не прав.. Я к тебе скоро приеду.. Да. Я вчера собирался, но опоздал на поезд. Да. Опоздал.. Прости.. - сказал Паша и не в силах он уже больше ничего говорить от давящих слез, добавил - Вот ты только дождись меня. Обязательно дождись..
Паша опустил трубку. Перед ним опять возникли глаза матери, он опять вспомнил ее теплые чуть шершавые руки, ласковый тихий голос..Ах, как он давно всего этого не видел! Как это родное стало чуть ли не чужим для него! Вспомнил он все это, и как-то неожиданно легче стало на душе. И страх смерти перекрыло воспоминание о любви его матери к нему. И тут Паша понял слова Макса, которые он не смог осозать когда-то - о том, что когда ты любишь или тебя кто-то любит, то тебе больше не страшно. И смерть больше не властна над тобой. И что когда-нибудь жизнь всей собой непременно поглотит смерть.
Тогда теплое зарево обдало его грудь, и дышать стало свободнее. То был последний луч уже осеннего заката. Паша подошел к окну. Ему удалось поймать розовый и теплый луч в свои руки. Он вдохнул его как избавление, как надежду, потом поднес к лицу и поцеловал.