Внеочередной,

Dec 10, 2013 13:03

Нарушая правила ленты, хочу показать статью, которую мне сегодня порекомендовали. Это особенно актуально в связи с тем, что мы постоянно говорим о наших подходах, о способах мыслить. Мы говорим о том, что наша задача -  предъявить  растущим детям карту мира, в котором им предстоит жить, с уже нанесенными на нее вехами гор и водоемов, дорог, тропинок, трасс, болот и вулканов. Нам надо научить своих детей жить на этой земле, какая бы почва под их ногами ни была. А это значит: обходить опасности, выбирать наиболее удобные для жизни места, приспосабливаться к данным обстоятельствам в случае необходимости. То есть, знать целый свод правил и законов и уметь обращаться с ним.

Однако, такое положение дел порой воспринимается как насаждение. Как же ребенок будет свободен? Разве мы его не ущемляем? Где граница между нашим овладеванием ребенком и его свободой иметь  собственное мнение?
Статья, которую я хочу сегодня показать, демонстрирует, что производит современный способ подачи информации со способностями нашего мышления. Это очень печальный симптом, но это действительно так.

Дорогие мои. Мы должны построить нашим детям дом и научить их в нем жить. Нам же известно, что анатомически - если человек не научит ребенка ХОДИТЬ, ребенок никогда не встанет на ноги? Это научно доказано. То же самое и с речью. Если  с ребенком не разговаривать, он НЕ ЗАГОВОРИТ. Так же точно, если ребенка не учить нравственности, культуре, основным столпам человечности - откуда он это все возьмет? Вот и представьте, что вы засунули в дом, оснащенный по последнему слову технику, стаю обезьян. Они разнесут этот дом. точно также , как сейчас юнцы на Украине готовы поубивать всех: они наполнены ненавистью ко всему живому, именно она родилась в них, поскольку никаких "столпов" им преподано не было, зато свобод предоставлено в избытке.

Человек может быть свободен, только если он культурен. А культура - многоплановое понятие, оно включает в себя не только знание предметов искусства и манер, но и умение мыслить тоже, оно прямо-таки требует полиморфизма мышления. Дайте это своим детям - и вы можете быть спокойными за то, что они смогут стать свободными людьми демократической страны. Если же мы, родители, будем саботировать наши прямые обязанности и не станем учить наших детей всему, что составляет основы человеческого общества, в частности - неминуемым ограничениям, которые оно налагает, если саботировать этот свой долг  мы станем из прилипчивого страха перед тем, что наши дети-де вырастут в зависимости и свободы не обретут, то мы уподобимся премудрой Эльзе - довольно плачевному персонажу, который давно пустует в моем профиле в списке "интересов". И в самом деле - умение оплакивать еще не наступившее, вместо того, чтобы сделать все, чтобы оно в этом виде не наступило - чудовищный симптом.

"Те, кто обладают понятийным мышлением, адекватно понимают реальную ситуацию и делают правильные выводы, а те, кто не обладают… Они тоже уверены в правильности своего видения ситуации, но это их иллюзия, которая разбивается о реальную жизнь. Их планы не реализуются, прогнозы не сбываются, но они считают, что виноваты окружающие люди и обстоятельства, а не их неправильное понимание ситуации", - говорит в своей статье социальный психолог Людмила Ясюкова.

Научить мыслить. научить делать, научить сводить и разводить, научить оперировать в этой жизни - знаниями, понятиями, ремеслами и прочими навыками. Научиться самим ради того, чтобы научить их, детей. и потом отпустить на свободу. потому что только потом они и станут жизнеспособными. Дети наши.

По катом цитаты и ссылка на статью.

"Интересный пример - Финляндия. Всеми признано, что там сейчас лучшая система образования в Европе. Так вот, они как раз взяли наши советские программы и принципы образования. У нас не так давно была конференция по вопросам образования, и там выступила одна наша высокопоставленная дама, автор многих из последних нововведений. Она с гордостью провозгласила, что наконец-то мы уходим от всех этих мифов о хорошем советском образовании. В ответ выступила представитель Финляндии и сказала - извините, но советская система образования в школе была отличная и мы как раз у вас и заимствовали многое, что позволило нам улучшить нашу систему. Они и учебники наши перевели, и учителей старой школы с большим удовольствием берут, чтобы они делились с их учителями советским методикам преподавания"
- А у нас, если я вас правильно понимаю, интеллектуальный уровень снижается, и процент людей с понятийным мышлением становится меньше?

- Да и это не мои предположения, а данные исследований, которые я веду в школах уже больше двадцати лет, из года в год.

- Может быть, взамен этого у детей формируются какие-то другие важные качества, помогающие в жизни?

- К сожалению, нет. Потери в школе видны, а приобретений пока что нет".

"- Хочу с вами поговорить еще об одной болевой точке - системе ценностей, формирующейся у школьников

- У нас сейчас полиментальная страна, в которой параллельно существует много систем ценностей. И прозападная, и советская, и этнически-ориентированные системы, и криминально-ориентированные. Ребенок, естественно, бессознательно перенимает ценностные установки от родителей и окружения. Школа в этом никак не участвовала до двухтысячных годов. Задачи воспитания из современной школы на какое-то время ушли, сейчас их пытаются вернуть.
Пытаются ввести культурно-просветительские циклы, например, для формирования толерантности. Только никакой толерантности эти циклы не формируют. Дети могут на эту тему написать сочинение или подготовить рассказ, но отнюдь не становятся более терпимыми в своей бытовой жизни.
Надо сказать, что как раз-таки у детей с более развитым понятийным мышлением спокойное восприятие другого бытового поведения, другой культуры выражены больше. Потому что у них прогностические способности выше и "другие" для них не столь непонятны, так что не вызывают такого чувства тревоги или агрессии."

Фрагмент подчеркнут мной, чтобы сказать еще вот что: в данном выше фрагменте написано - "дети перенимают бессознательно". А наша задача - сознательно передавать. И включать сознание детей на сознательный прием этой информации. Потому что разрушительные тенденции уже вошли в свою силу, и от нас, родителей, требуется теперь больше, чем десять и двадцать лет назад: нам надо противопоставить свои ценности и свои структуры той агрессивной среде, которая поджидает наших детей за стенами наших квартир.

Потому что если мы не сумеем сейчас сознательно и максимально выполнить свою роль, то будущее наших детей ничего общего со свободой иметь не будет.

Здесь статья, на которую я ссылалась. Там же мы можем увидеть характеристику мышления, настроенного на поиск виноватых. Я же хочу сказать еще раз:  нам надо начать с себя. Именно мы сами должны понять, куда ведут наши увлечения идеями свобод для детей. Потому что они ведут в тупик.

воспитание

Previous post Next post
Up