просмотрено фильмов Лунгина - 2

Nov 13, 2009 23:59

сознательно просмотренных, именно за ради режиссера. первый был Остров. который повернул меня к авторскому кино лицом. да, Кубрик (сознательно) был уже гораздо позже... Остров это был умный, духовный фильм. про людей. русских. настоящих. серьезный и философский. о войне и отшелиничестве. и о войне, которая в душе. фильм, который хочется посмотреть куда чаще, чем дважды. и не искать изъяны, искать новый смысл.

Царь, надо сказать, продолжает эту тему. и не столько даже из-за присутсвия тех же самых лиц (Мамонов и Дюжев, да). тема борьбы за душу, выбора между милосердием и наказанием, та же тема отшельничества и страдания, но с другого бока. через призму власти. и страха. и лжи. когда обещание отпустить обращается приказом повесить, когда суд это не суд уже, а судилище, где приговор известен заранее как для судимого, так и для судящего. где нужно все время подтверждать свою значимость и прогонять тоску лютую еще более лютыми "увеселениями". и на фоне этого безобразия белые цветущие яблони и кроткая улыбка Янковского... немного напрягало отсутствие вполне ожидаемых Василия Блаженного, Курбского и Анастасии Романовой. но уж не судьба так не судьба. хорошая придумка с девочкой, даже несколько (где-то раньше видела, но хоть убей не помню где), с облачением, с молитвой опричников (это в самом начале фильма). все продуманно, прочувствованно, ни одной фальшивой сцены, даже взгляда. хотя имхо остальные актеры до Янковского явно не дотягивают. те же Мамонов-Дюжев в Острове куда... многограннее что ли...а здесь, ну что такое за вечное муссирование темы шизофрении и боязни страшного суда? где хотя бы Голубиная книга? где язычество царя во всем его масштабе? где его первая жена, вообще более ранние годы? впрочем, что это я исторической достоверности захотела, фильм же все ж таки философский, а с этой точки зрения вполн цельный.

отдельное мегаспасибо, конечно, оператору, съемки чудо. как, впрочем, в том же Острове. глаза. вообще лица. диафрагма где надо. вообще эффект усиления кадра многократного за счет зума. и больште групповые кадры чудо. и народ безмолствует. сильно. но Эйзенштейн все равно рулит.

впрочем, это смотря с чем сравнивать. если с недавно нашумевшим Тарасом Бульбой, так последний сыгран да и снят намного халтурнее и попсовее, и очень сильно уступает как в историческом, да и в художественном (не говоря уже о философском) плане. и более ранним работам Бортко уступает, а жаль. впрочем, на казни фантазия Бортко оказалась разнообразнее. но там уж видно, материал.

если сравнивать с 1612, можно найти кое-что общее (вспоминается образ Золотухина-столпника, конечно, обыгрывание ситуации через введение детских персонажей и вещей-оберегов), а вот общие подходы к общению со зрителем совсем другие. и юмор очень различается. ибо, опять же, попса.

Царя Лунгина я бы поставила на уровень с фильмами Генрих 8 и его 6 жен, Елизавета. возможно, даже Андрей Рублев. ибо сильно. 9/10

кино, чужое, интересные люди, размышления вслух, развлечения, искусство

Previous post Next post
Up