May 25, 2010 10:57
Ежегодно в МГУ и в частности на физфаке и других крупных факультетах проходят ярмарки вакансий. Представители крупных фирм, как например, Procter&Gamble, Samsung, DeutscheBank и др, ищут себе молодых специалистов. А студенты получают возможность не только найти хорошую работу, но и получить опыт в написании резюме и прохождении собеседования на специальных семинарах, пройти профтестирование, а заодно поучаствовать в розыгрыше призов.
Во время последней такой ярмарки на факультете к нам в лабораторию зашел ее бывший выпускник, ныне как раз один из работодателей. Хотел навестить своего научного руководителя. И, конечно, разговор быстро перешел на больную для всех преподавателей и работодателей тему - хорошие специалисты.
- Что же вы у нас студентов-то забираете?
- Так ведь физики и химики лучшие работники.
Это не первый человек, от которого я слышала эту мысль.
Почему лучшие работники? Чем так привлекают в качестве сотрудников люди с техническим образованием? Ведь, казалось бы, математика, физика, химия лежат в самом низу классификации наук, а наверху более сложные гуманитарные. Но как факт, именно технари могут выбрать себе в дальнейшем практически любую область деятельности (как ни крути, а врачами становятся только люди со спецобразованием).
Так в чем же разница? Другой склад ума? Другое обучение? Сложно в этом разобраться, не зная тонкости гуманитарного образования изнутри. Поэтому попробую проанализировать преимущества, даваемые техническим образованием.
Во-первых, хорошо развивается абстрактное мышление. Попробуйте без него описать движение электрона, если вы его в глаза не видели. Во-вторых, нет узкой специализации. Даже для занятия какой-то отдельной областью физики, необходимо наличие знаний и в других областях, так как все они очень тесно взаимосвязаны. А это ведет к тому, что при поверхностных знаниях в случае необходимости человек может глубоко копнуть. В современном, быстро развивающемся мире технологий это незаменимое качество! Отсюда же и умение отбросить все ненужное. Так часто требуется не точное значение величины, а лишь приближенная оценка, и уже на старших курсах привыкаешь, что вместо знака равно ставиться знак приближения, и ты не тянешь за собой длиннющий хвост, подобно тому, как улитка несет на себе свой дом. Это значительно убыстряет процесс, и ты оказываешься впереди.
Понимание наиболее важных влияющих факторов. Любую формулу можно вывести из житейских соображений. Любое явление можно объяснить на пальцах. Безусловно, это большое искусство, и не каждому оно под силу. Но нас стремятся научить и этому. Могу пояснить это на примере школьного курса. Рассмотрим давление. Как получить его формулу? Раньше, в школе, это принималось на веру, а на самом деле все очень просто. И хорошо видно из эксперимента. Представьте себе двух лыжников - худого и толстого. Допустим, что у них абсолютно одинаковые лыжи и абсолютно одинаковые ботинки. И вот сперва они стоят просто на снегу Ясно, что толстый весит больше. И поэтому глубже провалится. Значит, и сила, с которой он давит на снег, будет больше. Отсюда делаем вывод, что давление зависит от силы, причем прямо пропорционально, т.е. чем больше сила, с которой давят, тем больше и давление: P ~ F. Теперь эти двое встали на лыжи. Площадь поверхности лыж больше, чем площадь поверхности ботинок. А как мы знаем, стоя на лыжах, в снег проваливаешься меньше. Значит, давление зависит и от площади поверхности, к которой это давление прикладывают. Но уже обратно пропорционально, т.е. чем больше площадь, тем меньше давление: P ~ 1/S. Теперь подумаем, а что-нибудь еще влияет на то, как глубоко лыжники провалятся в снег? Нет, не влияет. Вот мы и получили формулу давления:
P = F/S.
Из этого примера так же хорошо видно, что собирая опытные данные и обрабатывая их, мы, технари, учимся анализу и систематизации. А аналитики, как известно, сегодня получают очень большие деньги.… Но и хорошего аналитика найти тоже проблема.
Теперь стоит вспомнить неотъемлемую часть любого обучения с техническим уклоном - лабораторные практикумы.… Это страшное слово для любого студента, но без него никуда. Однако, стоит отметить, что наибольшее количество знаний и навыков мы получаем как раз с этих самых практикумов. Причем не только и не столько по изучаемому предмету, сколько по жизни. Сперва надо сдать допуск, показать преподавателю, насколько ты разбираешься в данной теме. А преподы попадаются такие разные…. Никогда нельзя заранее предугадать, что спросят именно тебя. И вот тут-то ты учишься общению с людьми, донесению до них своей точки зрения, доказательству своей правоты. Но вот допуск сдан, можно вздохнуть поспокойнее и приступить к самой работе. Зачастую описание в учебнике устаревает, установка модернизируется, поэтому, что к чему приходится понимать уже на месте - какую кнопочку нажать, что где покрутить, а, главное, что из всего этого выйдет. Надо отметить, что процесс весьма увлекательный и интересный. Все это делается руками, чем развивается моторика, а, значит, и мозги. (Как раз тот момент, который очень важно развить еще в детстве, когда ребенка заставляют работать руками с мелкими деталями) Кроме того, мы работаем на оборудовании еще советского периода, так что нет ничего удивительно в том, что какая-нибудь ручечка может отвалиться в ходе измерений, или что-нибудь еще пойдет не так. Таким образом развиваются аккуратность, терпение, внимательность, ловкость, находчивость и смекалка. Сами результаты зачастую получаются неправильными. И вот тут-то начинает развиваться еще один из навыков - как бы это все подогнать под правильное, а лучше у кого бы это списать. Для русского человека это самые важные навыки. После всей работы и всех обсчетов необходимо еще практикум сдать, а попросту, впарить преподу, что твои результаты самые правильные и самые точные, вообщем, самые лучшие. А это навыки торговли, запудривание мозгов и втюхивание именно твоего, а не чужого. И любимое слово «халява». В особенности на сдаче все хотят попасть к тому преподавателю, который задаст меньше вопросов, не будет смотреть, что же ты там получил или въедливо спрашивать, а как же это была посчитана погрешность (а уж ее-то все пишут от балды, примерно 3-5% от результата). Хочешь жить - умей вертеться!
Так же стоит отметить, что развиваются и навыки публичных выступлений. Всякие конференции, защиты курсовых и дипломных работ. Конечно, не везде, но во многих местах это все происходит в виде презентаций на современном оборудовании с использованием проекторов, компьютеров и т.д. Вообще, компьютер сегодня - неотъемлемая часть жизни, так что работа с ними ведется самая активная. Многие установки уже компьютеризированы, что значительно облегчает процесс, а некоторые студенты сами занимаются тем, что придумывают схемы измерения с использованием современных технологий. Но это уже все на старших курсах. Тогда же проходят специальные семинары, посвященные методике измерений. Студентов учат, как идеи воплощать в жизнь.
Многому, многому мы учимся. И в большей степени получаем не знания, а умения, навыки жизни. Мы не просиживаем часами в читальных залах, но имеем представление о многом, так как и гуманитарные курсы, как например историю и философию, мы тоже проходим. И если нам что-то понадобиться, мы всегда сможем найти, где это достать. Умение думать и умение «вертеться» - вот что дает техническое образование.
Другой вопрос, где его применить. Это каждый уже решает для себя сам. Можно остаться в науке, можно пойти туда, где больше платят.