Тернистая дорога к Балхашу

Jul 22, 2013 12:09




Перегон - самое неприятная часть автопутешествий. После очередной сотни километров намотанной на одометр из головы не уходят мысли о смене формата путешествий и отдыха в будущем. Но все это быстро улетучивается, когда ты достигаешь цели.

Именно с перегона расстоянием в 2000 км началось наше июньское путешествие. Позади остался надоевший за год Томск и промозглое сибирское лето, впереди нас ждала солнечная Киргизия.



Прорабатывая дома маршрут, было решено воспользоваться проверенной прошлыми поездками дорогой до Алматы через Усть-Каменогорск, но с рядом корректив. Во-первых, выйти к границе с Казахстаном по левобережью Оби маршрутом Томск - Новосибирск - Камень-на-Оби - Алейск - Змеиногорск. Во-вторых, проехать вдоль восточной оконечности Балхаша по маршруту Аягуз - Актогай - Лепсы - Талды-Курган. На первом маршруте мы не экономили дистанцию, но избегали посещения Новосибирска с Барнаулом, а также перегруженной транспортом федеральной трассы М52. При этом оставалось неизвестным состояние дороги Камень-на-Оби - Алейск. На втором - было неизвестно все, кроме того, что  мы экономили 200 км пути.

Ниже представлена итоговая карта маршрута Томск - Алматы. Синим показан наш маршрут "наискосок", желтым - обычный маршрут по федеральным трассам.

Нажмите для увеличения



Сумки загружены, экипаж на местах, баки заполнены, навигация включена - выдвигаемся в путь. Выехали поздно и потратили много времени в Новосибирске на поиск инвертора взамен сгоревшего. Как следствие - из Новосибирской области в Алтайский край въехали только в пятом часу. Трасса Р380 пересекает границы регионов в красивом сосновом бору возле берега Оби.



Нажмите для увеличения



На территории Алтайского края посетили город Камень-на-Оби - один из немногих в окрестных регионах, где мы еще не были.

На въезде находятся казармы военной части и Миг-21 на постаменте перед КПП. Военная часть сохранилась, а вот аэродром с 1990-х гг. находится на консервации.



Сам город имеет более чем 250-летнюю историю и множество сохранившихся исторических зданий.

Одно из них - церковь Богоявления господня (начало XIX века) на территории Богоявленского женского монастыря.





Особенно порадовало большое количество деревянной архитектуры, о которой пойдет рассказ в другой части.



Следующая точка на пути - райцентр Тюменцево. Село ровесник Камня-на-Оби, но из дореволюционной архитектуры мы заметили только останки Свято-Троицкой церкви (1908г.) В советские годы в ней размещался дом культуры. После пожара 1992 года стоит в руинизированном состоянии.



Если до Тюменцева на дороге еще сохранялся какой-никакой асфальт, то дальше нас ждали 100 км грейдера плохого качества вплоть до трассы Алейск - Кулунда.

Закат застал недалеко от Алейска. Впереди - ночная дорога и поиск ночлега в Змеиногорске. Эх. Сколько раз зарекались до этого не доводить.



Переночевав в гостинице Змеиногорска, утром отправились в путь. Но перед тем как покинуть город беглый взгляд на его исторический центр - торговую площадь.

Магазин купца Колесова (пер.Горный 5) и ваза из яшмы с Колыванского камнерезного завода.



Торговая лавка Денисова (ул.Семипалатинская 4)



Торговая лавка Воробьева (ул.Семипалатинская 1)



Лавка Сухова (ул.Семипалатинская 6)



Лавка купца Воробьева (пер.Горный 3)



Все здания являются памятниками архитектуры регионального значения. Еще два деревянных дома можно посмотреть в серии Алтайские кружева.

От Змеиногорска до границы с Казахстаном рукой подать - всего 50 км.



Полчаса в очереди, символический осмотр забитого до упора багажника, и мы летим к Усть-Каменогорску.



В городе нас ждала съемная квартира, день отдыха и небольшая прогулка по городу.



Об этом будет рассказано в другой части. Мы же продолжаем свой путь.

Дорога Усть-Каменогорск - Аягуз ужасного качества и жутко унылая. Любое отклонение от пустынной степи воспринимается как нечто интересное:

- горы Айыртау в окрестностях Монастырского озера (Айыр),



- брошенный советский военный городок Георгиевка-3 рядом с с.Калбатау,









- озеро Караколь,

нажмите для увеличения



- стаи воронья,



- полевая дорога...



Скучнее дороги к Аягузу только сам город. За 4 транзита через него рука ни разу не потянулась к фотоаппарату.

Дальше наш путь лежал в сторону Балхаша. Федеральная трасса делала на этом участке большую петлю, отдаляясь от Балхаша и приближаясь к озеру Алаколь в районе города Ушарал. На Алаколь мы не хотели. В 2010 году он произвел на нас не самые лучшие впечатления. А вот восточный берег Балхаша манил песчаными пляжами, на которых хотелось отдохнуть несколько дней. Спутниковые карты от Google четко рисовали нить дороги, прерываясь только на небольшом участке в районе Актогая. Также я нашел трек мотоциклистов, объехавших Балхаш в круг. Он давал представление об участке дороги между поселками Актогай и Лепсы. Исходя из этого, была большая вероятность существования прямого маршрута через Балхаш, о котором упорно умалчивал интернет.

С надеждой на лучшее мы свернули с асфальта.

Дорога с самого начала не внушала доверия. Рассчитывали на грейдер по степи. На деле же оказалась плохая грунтовка петляющая среди холмов.



Но за очередным поворотом горы закончились, и началась степь... Одна из красивейших, которую нам доводилось видеть.





Волнующийся на ветру ковыль под лучами уходящего за горизонт солнца создавал ощущение бескрайнего моря, по которому упорно к цели плыл наш корабль.





И красивее степи были только полудикие кони...









Преодолев 50 км безлюдных ландшафтов, возле заброшенного поселка мы выскочили на довольно сносный грейдер, закончившийся за 30 км до Актогая. Участок, вызывавший сомнения до поездки, оказался степью с десятком параллельных грунтовых дорог и особых затруднений не вызвал.

Актогай - это крупный железнодорожный узел на линии Туркестано-Сибирской магистрали с населением около 5000 человек. Но любоваться поселком, а также осматривать заброшенный военный городок (была такая идея при планировке маршрута) было некогда. Надвигалась ночь. Дальнейший маршрут должен был пройти вдоль железной дороги до поселка Лепсы. Начали ориентироваться по GPS-треку мотопутешественников. Но тут нас ждало разочарование. Судя по всему, они тащили байки по степи и перебирались через насыпи железной дороги, чтобы преодолеть железнодорожную развязку возле села. Мы так сделать не могли. Покружив в темноте по солончакам, зарослям травы, насыпям и потратив более часа драгоценного времени, мы все-таки нашли 2 переезда, и попали на нужный нам грейдер до Лепсы. Вот только радость была не долгой. 70 км грейдера оказались жуткой гребенкой, вытряхнувшей из нас всю душу и изрядно убившей подвеску. Попытка в темноте найти переезд через железную дорогу и выбраться на другую сторону, чтобы срезать путь к Балхашу (дорога проходит всего в 5 км от берега озера ) оказалась неудачной. Пришлось делать петлю через Лепсы. К озеру мы подъехали во 2-м часу ночи и, поставив палатку, упали спать.

нажмите для увеличения



По пути к озеру нам не удалось осмотреть мавзолей Козы Корпеш и Баян сулу. Он находится в районе поселка Тарлаулы и является памятником архитектуры республиканского значения. Почитать о нем можно здесь. Сам мемориал мы видели издалека, а вот перебраться на противоположный берег реки Аягоз не смогли. Рядом с маршрутом нашего следования не было мостов, а искать их или броды через реку по окрестностям не было времени.

Разочарование от невозможности посетить мавзолей компенсировалось количеством увиденной живности - лисы, зайцы, ежи, тушканчики, совы и даже гадюка, на которую я чуть не наступил во время установки палатки.

Утро не принесло радости. Испортилась погода. Холодный ветер нагонял тучи, собирался дождь. Найдя неплохой песчаный пляж, мы прогулялись по берегу и устроили небольшую фотосессию. А вот оставаться на озере несколько дней, как планировали в самом начале, не было смысла.









Всю дорогу до Алматы нас поливал дождь. Единственные кадры были сделаны в песках в окрестностях станции Матай.





Вечером этого же дня мы были в южной столице Казахстана, где провели несколько дней. Но это уже другая история...

Не забывайте добавляться в друзья, чтобы следить за обновлениями этого журнала.




Содержание альбома "Киргизия и Восточный Казахстан 2013":




Тернистая дорога к Балхашу




Алтайские кружева: Камень-на-Оби




Алтайские кружева: Змеиногорск



Усть-Каменогорск





Алматы: Центральный парк отдыха и зоопарк




Пикник в Алатау




Озеро Иссык. 50 лет после трагедии




Одна ночь на Иссык-Куле




Петроглифы Иссык-Куля




Под сенью тянь-шанских елей




Каракол. Церковь Троицы Живоначальной




Каракол. Музей и могила Н.М.Пржевальского




Каракол. Дунганская мечеть



На старинных улочках Каракола




Ущелье Семи Быков




К водопаду "Девичьи косы"




Каракольское ущелье





По дороге в облаках



Покидая Киргизию...





Бастионы Чарынского каньона



Нетуристический Чарын





Жемчужины Северного Тянь-Шаня



Дорога домой





Кружева Казахстана: Усть-Каменогорск

Похожие записи журнала:




Казахстан 2010. Алаколь и Чарынский каньон.

Полный каталог записей моего журнала смотрите здесь.

Алтайский край, Томская область, Новосибирская область, Казахстан, киргизия 2013, путешествие

Previous post Next post
Up