На рыбалку, Саймон!

May 23, 2012 14:37

       Сегодня рыбы не будет. Уже полчаса я сижу у проруби и наблюдаю, как рукавицы покрываются кристалликами льда. Рыба, которая водится в этом озере, имеет одну особенность: она светится. Я всегда вижу, как она подплывает, по характерному синеватому сиянию. Но сегодня мне ничего не светит, во всех смыслах этого слова.
        Я живу в поселке один. Все давно переехали в город, посчитав здешнюю жизнь слишком суровой. Под минус тридцать зимой, всего несколько дней солнца в году, плохое питание.…Но я остался. Потому что я люблю этот край.


        В избе воняет рыбой. При желании я мог бы открыть настоящий рыбный ресторан для гурманов. «Чего желаете? Копченая рыба, вяленая рыба, жареная рыба, сушеная рыба, икра, молоки, печень…Осторожно, там много костей! Да вы что…это бесплатно, завтра наловлю еще!» Наловлю ли? Сегодняшняя рыбалка не выходила из головы. Впервые я совершенно ничего не поймал. Впервые за десять лет, с того момента, когда отец взял меня с собой. Если бы он был жив, то наверняка остался в поселке со мной. Он мог часами созерцать озеро, покрытое льдом, заснеженные верхушки деревьев.…Когда он ходил в лес рубить сосну, то долго стоял перед деревом и что-то шептал, уткнувшись лицом в мох, словно извиняясь, оправдываясь, что это дерево отдает свою жизнь не просто так, а во благо нашей семьи, и это никогда не будет забыто. Само собой, отец никогда не ходил на охоту. Он не мог так же извиниться перед животным, а потом его убить. В деревне его считали сумасшедшим, дети его боялись.
        Солнце выглядывает у нас всего лишь на несколько дней, но не греет. Отец говорил мне: «Саймон, солнце на небе - это иллюзия, и греет только души людей. Само же солнце скрыто в древесном стволе, в самой сердцевине. Огонь, языки пламени - это частичка солнца на этой земле, это и есть сама жизнь.» Но он не был сумасшедшим. Он просто очень любил этот край. Как и я.

**************************
        Рыбы нет. Второй день я сижу и смотрю в безжизненную прорубь, которая решила устроить мне настоящее испытание…Но ничего страшного. В избе еще много рыбы, хватит недели на две. Потом примусь за сушено - копченые заготовки, а что потом…нет, не думай об этом. Рыба в озере не могла просто так взять и исчезнуть. Скоро все будет как прежде.
        Уже вечер. Окно покрылось сантиметровым узором. Значит на улице около минус тридцати. Самое время, чтобы пойти по дрова и окочуриться в сугробе. Интересно, сколько человек, окажись на моем месте, покончили бы с собой? Наверно, процентов пятьдесят наложили бы на себя руки уже на второй день, остальные сделали это потом. А что если и правда в озере не осталось рыбы? Неужели я умру от голода только потому, что в чертовом озере перестала водиться рыба? Существует и другая еда. Можно пойти на охоту, например,…но я никогда в жизни не охотился, да и оружия у меня нет. Есть нож, но я не обладаю достаточной прытью, чтобы убить какое-нибудь животное с помощью перочинного ножа!
        Ловля рыбы - единственное удовольствие, которое я могу себе позволить. Еда - это не главная причина, почему я сижу каждый день на морозе, закутавшись по уши, и наблюдаю за движением лески. Свежий ветер, приносящий приятный запах смолы, обжигающий лоб мороз, искрящаяся гладь замерзшего озера, сливающаяся с горизонтом - вот ради чего я живу.

**************************
        Что за денек! Леска ходит из стороны в сторону, описывая круги по воде. К сожалению, причиной ее поведения стала вовсе не рыбина, жадно впившаяся в крючок, а ветер, поднимающий с поверхности льда пыльный снег и направляющий его прямо в незащищенную часть моего лица. Да это самая настоящая метель! Но я не уйду. Сегодня я просто обязан извлечь хоть что-то из этой проклятой проруби!
       Наконец ветер утихает, и его дуновение становится даже в какой-то степени приятным. Я снимаю шарф, закрывающий рот и подбородок, и наслаждаюсь легкой походкой ветра, доносящего целую палитру запахов…пахнет можжевельником, брусникой и смолой. Запах смолы особенно ярок, но не резок. Я дышу полной грудью, рискуя простудиться, наслаждаюсь запахом свежей смолы…нужно найти источник, чтобы насладиться этим ароматом сполна… Я иду на запах, по направлению к сосновому бору. С каждым шагом запах становится все контрастнее, растекается по сосудам, создавая приятную дрожь.
       Похоже, я нашел то, что искал. Какая огромная сосна, как я не видел ее раньше? Но с ней происходит что-то невероятное.… С треском огромные куски коры отслаиваются от ствола и падают в снег. Один кусок падает мне на макушку, но я не могу отвести взгляд от того, что происходит дальше. Из трещин, образовавшихся после отслоения коры, начинает течь смола, как лава из извергающегося вулкана, постепенно спускаясь к подножью. Становится очень жарко. Я снимаю одежду, прижимаюсь к стволу дерева и открываю рот, приглашая туда эту жидкую субстанцию.
       Смола окутывает горло, перетекает в желудок, отзываясь в каждом капилляре моего тела убаюкивающим теплом. Атрофирует мышцы, призывая упасть и забыться в эйфории. Я падаю на мягкий снег, открывая взору звездное небо. Какое невероятное ощущение, ведь я только что…проглотил солнце! Снег вокруг моего тела начинает быстро таять, и через несколько минут я не вижу ни единого сугроба. Вокруг растет черника и морошка, на деревьях поют птицы, где-то журчит ручей.
       Я хочу пить,…где этот ручей? Вот он, неподалеку. Я хочу раствориться в его шумном потоке, слиться с ним воедино.… После некоторых телодвижений я с плеском падаю в ручей и плыву по течению. Точнее, меня просто несет по течению, в то время как смола растекается по всему моему телу, превращая его в жидкую липкую субстанцию. Я уже не могу различить, где мои руки, ноги, голова…я покрываю всю поверхность реки, освещаю дно лучами солнца. Я не вижу, но я чувствую вибрации речного потока, каждый валун и камешек на речном дне. Я несу солнце, солнце из самой сердцевины древнего дерева.

**************************
         Никогда я не видел избу такой светлой. Комната словно окутана светящимся ореолом, такое ощущение, что какой-то неуклюжий художник залил мой пол палитрой теплых красок. Спина нагрета так, будто я всю ночь лежал на растопленной печи. Я поворачиваюсь к окну,…ослепительная вспышка света заставляет меня инстинктивно закрыть глаза ладонью. Увернувшись от солнечных лучей, я могу лучше рассмотреть, что происходит на улице. Солнце растекается по небосводу, отражаясь на верхушках деревьев, лучи трещинами проходят через облака и впиваются в блестящий снег. Сквозь кроны я замечаю слабое синеватое свечение со стороны озера. Оно изменяется и дрожит, словно кто-то играется солнечным зайчиком.
        Я в спешке одеваюсь и выбегаю из избы. Значит, солнце на небе тоже может греть.…Надо забраться на холм, на озере явно происходит что-то необычное.
         Может, я все еще сплю? Нет, совершенно очевидно, что я проснулся,…как проснулось и это озеро. Я стою на холме и наблюдаю фантастическую панораму искрящегося синим сиянием озера, словно продолжение того сна. Тысячи…нет, миллионы светящихся огоньков совершают хаотичное движение под прозрачной кромкой льда. Наверно, это и есть награда за все мои лишения…невероятный пейзаж, который могу созерцать только я, покорный слуга этих мест. Награда за безграничную любовь к этому краю.
         А сейчас…надо взять рыболовные снасти и бежать на озеро. Я хочу поближе увидеть это буйство красок.
         На рыбалку, Саймон!

природа, рассказ, Север

Previous post Next post
Up