Кроме оленьего мяса и рыбы, зимой российские саамы употребляли в пищу также дичь, главным образом куропатку, из которой чаще приготовляли суп, а иногда ее жарили. Одно семейство за зиму съедало в среднем 3-4 пуда куропаток (Архив РАН. СПб.О. Ф. 135. Оп. 2. № 133. Л. 11). http://vottovaara.ru/karelia/kichen/food_saams.html
На осенний олений праздник все мужчины-ловозерцы на лодках отправлялись на Олений остров, складывая там в пещере привезенные с собой оленьи рога. По рассказам стариков, записанных 3. Рихтер, на острове устраивали состязания "молодых лопарей, которые выходили на бой голыми, с оленьими рогами на голове. Победитель получал в награду самую красивую девушку" (Рихтер, 1929. С. 20). Иокангские саамы выбирали лучшего целоухого оленя, на котором еще никто не ездил, и приносили его в жертву сеиду (священному камню), на жертвенном месте лuhтэ-пajjк, приблизительно в версте от погоста. Варили его в общем котле и "ели мясо всем обществом" (Алымов, 1929. С. 24).
... Для обозначения прав собственности очень широко использовались тамги (muhm), которые ставились на карбасы, весла, кережи, шесты, домашнюю утварь. Широко применялось клеймение убитого зверя, временно оставленного на месте промысла. Важнейшая сфера применения тамг - маркировка оленей, являвшихся собственностью того или иного лица. В качестве юридических знаков, подписей тамги служили для оформления официальных документов. Обладателями тамг были не только мужчины, но и женщины. Параллельно с тамгами существовали и другие знаки собственности - "уше-пятна" или просто "пятна" (пелль-muhm), т.е. знаки, вырезаемые на ушах молодых оленей и удостоверяющие их принадлежность определенному лицу.
Кроме оленьего мяса и рыбы, зимой российские саамы употребляли в пищу также дичь, главным образом куропатку, из которой чаще приготовляли суп, а иногда ее жарили. Одно семейство за зиму съедало в среднем 3-4 пуда куропаток (Архив РАН. СПб.О. Ф. 135. Оп. 2. № 133. Л. 11).
http://vottovaara.ru/karelia/kichen/food_saams.html
На осенний олений праздник все мужчины-ловозерцы на лодках отправлялись на Олений остров, складывая там в пещере привезенные с собой оленьи рога. По рассказам стариков, записанных 3. Рихтер, на острове устраивали состязания "молодых лопарей, которые выходили на бой голыми, с оленьими рогами на голове. Победитель получал в награду самую красивую девушку" (Рихтер, 1929. С. 20). Иокангские саамы выбирали лучшего целоухого оленя, на котором еще никто не ездил, и приносили его в жертву сеиду (священному камню), на жертвенном месте лuhтэ-пajjк, приблизительно в версте от погоста. Варили его в общем котле и "ели мясо всем обществом" (Алымов, 1929. С. 24).
... Для обозначения прав собственности очень широко использовались тамги (muhm), которые ставились на карбасы, весла, кережи, шесты, домашнюю утварь. Широко применялось клеймение убитого зверя, временно оставленного на месте промысла. Важнейшая сфера применения тамг - маркировка оленей, являвшихся собственностью того или иного лица. В качестве юридических знаков, подписей тамги служили для оформления официальных документов. Обладателями тамг были не только мужчины, но и женщины. Параллельно с тамгами существовали и другие знаки собственности - "уше-пятна" или просто "пятна" (пелль-muhm), т.е. знаки, вырезаемые на ушах молодых оленей и удостоверяющие их принадлежность определенному лицу.
http://vottovaara.ru/karelia/obrad/saamobr/org.html
Современный лапландский дизайн
http://www.silbadesign.fi/wordpress/?page_id=70
Reply
Эта девушка общей складкой и деталями похожа на моих дочерей (от разных жен).
Reply
Значит это доминантный генотип!
Reply
Reply
Leave a comment